Итоги реформы к 2023 году
«В России выявлено порядка 2,9 тыс. несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда — это шламонакопители, хвостохранилища обогатительных фабрик и объекты химического производства.
В рамках федерального проекта «Чистая страна» мы уже разобрались с 58 свалками в границах городов и 74 наиболее опасными объектами накопленного вреда. До конца 2023 года планируем избавиться еще от 53 свалок и четырех наиболее опасных объектов. Итого мы ликвидируем 58% несанкционированных свалок в черте российских городов и 89% опасных объектов накопленного вреда, отраженных в проекте», - заявил глава Минприроды Александр Козлов.
В 2023 году Российский экологический оператор также отметил некие достижения «мусорной» реформы. Во-первых, введение расширенной ответственности производителей. Во-вторых, закрепление экологического сбора. В-третьих, в 2022 году с помощью лазерного сканирования полигонов составлены 3D-модели мест хранения отходов. Доля отходов, направляемых на утилизацию, составляет, по данным РЭО, уже 11,9%.
В 2022 году началось проектирование восьми экопромышленных парков в Краснодарском, Приморском и Ставропольском краях, а также в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской и Челябинской областях.
Однако, поскольку проведение «мусорной» реформы отдано «на откуп» регионам, промежуточные показатели везде свои. В некоторых – отрицательные.
Намечающийся в Дагестане мусорный коллапс будет уже вторым в эпоху главы Республики Дагестан Сергея Меликова
Первый случился сразу после его прихода в начале 2021 года, после чего функцию регоператора по утилизации отходов передали муниципальному бюджетному учреждению (МБУ) «Махачкала-1».
Чтобы вести эту работу, почти 70% техники МБУ пришлось взять в аренду у нескольких частных компаний. Собирая с населения взносы за вывоз мусора, МБУ стабильно выплачивало арендные и прочие платежи пока в городе был какой-то порядок.
Однако сначала сменили руководство МБУ, затем начальника УЖКХ. В итоге МБУ перестало платить арендные платежи, а потом пошли слухи о том, что его готовят к банкротству. Поэтому никто из новых назначенцев не спешит брать на себя ответственность за происходящее.
Всем известно, что предприятия обычно банкротят, когда не хотят расплачиваться с кредиторами. Косвенным подтверждением этому стала информация о том, что в республике созданы два новых МБУ, которым после очередного коллапса перепоручат функции по вывозу мусора.
Не получив ни от кого внятного ответа о том, чего им дальше ждать, предоставляющие в аренду технику частные компании начали с 1 июня ее забирать, так и не дождавшись платежей ни за первое полугодие 2023 года, ни за последний квартал 2022 года.
Компании забирают технику потому, что сами взяли ее в лизинг, чтобы сдавать в аренду. Теперь же, чтобы выполнять свои лизинговые обязательства перед банками, они передают ее в аренду туда, где им гарантируют платежи.
Чтобы как-то выйти из ухудшающейся ситуации, чиновники перекинули технику для вывоза мусора в Махачкалу из Каспийска. Однако теперь ее не хватает в обоих городах, где в результате отмечается ухудшение ситуации с вывозом мусора.
Эксперты говорят, что ситуацию легко исправить, восстановив в МБУ должную финансовую дисциплину. Для этого достаточно разобраться, куда исчезают собираемые наличными деньгами с населения платежи за вывоз мусора. Нужно лишь проверить, сколько раз с ноября 2022 года в МБУ проводили инкассацию собранных с населения средств и вносили их в банк для оплаты арендных и прочих платежей. Может статься, что ни разу.
Как пишет «МК Дагестан», чиновники вряд ли решатся на такую проверку, ведь это будет подтверждением того, что мусорный коллапс в Махачкале создают искусственно, преднамеренно разорив ещё недавно успешно работавшее МБУ и не расплатившись с контрагентами.
В Волгограде идет противостояние регоператора и полигонов ТКО
Представители полигонов ТКО Волгограда и Волгоградской области просят генпрокурора России Игоря Краснова и правительство РФпросятвмешаться в ситуацию.
Владельцы мусороперерабатывающих предприятий заявляют, что региональный оператор «Ситиматик-Волгоград» задолжал им огромную сумму, уже достигшую 500 млн. рублей. Причем деньги ежемесячно собираются оператором с жителей региона, которых терроризируют многочисленными телефонными звонками при малейшем долге.
Решить проблему не помогло даже представление, внесенное прокурором области губернатору Андрею Бочарову. Апогеем бизнес-конфликта стало ЧП на крупнейшем мусоросортировочном комплексе под Волгоградом, остановленном из-за обрыва ЛЭП.
Сразу же после назначения «Ситиматик-Волгоград» регоператором по вывозу и утилизации мусорных отходов волгоградцы начали массово жаловаться на некачественный вывоз ТКО, а во дворах выросли огромные стихийные свалки. При этом регоператор признал, что мусора в Волгограде больше, чем предполагалось.
Со временем ситуация с его вывозом стала относительно стабильной, но поток жалоб на проблемы с мусором в самых разных точках города и области не останавливается и по сей день. Следом пошли жалобы и на «телефонное вымогательство»: горожане возмущались, что при малейшей задолженности на них обрушивается шквал звонков с требованиями погасить долг. Причем порой объектами для подобной атаки становились люди, даже не живущие в Волгограде.
«Регоператор «Ситиматик-Волгоград» сложности вывоза объясняет конфликтом с полигонами ТКО, сократившими время работы. Ни у кого не возникает вопросов, почему спустя годы после начала реализации «мусорной» реформы, за которую волгоградцы заплатили не менее 20 млрд. рублей, у регоператора так и не появились современные мощности для утилизации ТКО.
Ранее эксперты отмечали, что пролоббированная облкомприроды региональная схема обращения с ТКО направлена на обеспечение коммерческих интересов регоператора при игнорировании интересов населения», — пишут авторы телеграм-канала «Территория здравого смысла».
Краснодарский край в Росприроднадзоре назвали самым замусоренным регионом России
Наибольшие проблемы с утилизацией мусора в России имеет Краснодарский край. Самые замусоренные регионы страны назвала глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
«Наша постоянная болевая точка — Краснодарский край. Это обусловлено многими причинами, в частности, турпотоком, который не учитывается в территориальной схеме. Все мы платим за мусор дома, но когда приезжаем на отдых, то не оплачиваем коммунальный платеж. И, соответственно, объем образованных отходов не учитывается в общей территориальной схеме», — пояснила эксперт.
По словам Радионовой, Белореченский полигон переполнен, а полигон под Новороссийском потерял свою мощность. В аналогичном состоянии находится полигон в Темрюке, отметила глава ведомства. Радионова добавила, что сложная ситуация с мусором также в Калмыкии, Ингушетии, Дагестане и Новосибирске. Кроме того, на Чукотке нет ни одной свалки, отвечающей современным требованиям.
Мнения экспертов
Депутат Госдумы Николай Коломейцев оценил масштабы мусорного бедствия несколько с необычной позиции. «Главная проблема нашей страны – это экономика освоения потоков, а должна быть – экономика решения проблем. У нас федеральный оператор в принципе занимается не решением проблемы утилизации отходов – он занимается освоением потоков, собираемых с граждан.
Поэтому у нас шумиха, неразбериха, награждение непричастных, наказание невиновных вошло в правило. Но у каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество. И чтобы проблема была решена, нужна не дорожная карта, как это по-западному говорят, а нужен план мероприятий с конкретным ответственным человеком и сроком исполнения. И должен быть человек, который отвечает за это, и все будет решаться», – заявил Коломейцев.
Координатор спецпроектов Национального экологического корпуса Юрий Коробов считает, что нужно изменить подход к мусорной проблеме. «В большинстве стран Европы, Японии, Корее люди разделяют мусор на 10—50 различных видов, поскольку санкции за невыполнение правил весьма внушительные. Но там создана разветвленная инфраструктура, а также много лет проводится воспитательная работа с населением.
Вот и у нас нужно начинать не с наказаний, а с создания условий и с материального стимулирования. Например, можно снижать или даже отменять плату за вывоз мусора для тех граждан, кто готов тратить свое время на сортировку.
Государство должно решить стратегические вопросы и вовлечь в работу бизнес. Важно создать финансовые стимулы для бизнеса: для предприятий, сдающих отходы, нужно предусмотреть снижение платы за вывоз ТКО, а для тех, кто готов сам организовать сбор и переработку, стоило бы ввести пониженные налоговые ставки.
«Также необходимо широко использовать субсидии и другие меры поддержки для поощрения запуска новых проектов. Если разделять отходы будет выгодно, экологически ответственных граждан станет больше», - резюмирует Коробов.
Юрист, кандидат юридических наук Екатерина Анисимова отмечает, что катастрофическая ситуация с переработкой отходов производства и потребления в России ни для кого не секрет, но разрешение проблемы пока происходит недостаточными темпами.
«Позитивным образом в экспертном сообществе отмечается только сам факт старта «мусорной» реформы, тогда как начать ее государству следовало бы еще два десятка лет назад. Кроме «неповоротливого» государственного механизма в этой сфере причиной сложного продвижения реформы являются также, на мой взгляд, низкий уровень экологической грамотности населения, попустительское отношение к природе и потреблению и отсутствие экологической философии общества», - отмечает Анисимова.
К имеющимся направлениям реформы следовало бы добавить развитие информационной среды об экологических проблемах, мусорном следе и правильных способах сортировки отходов. Это помогло бы привлечь граждан к достижению целей реформы.
Что касается достоинств нового «мусорного» законодательства, то государство попытается стимулировать производителей товаров, использующих вторичное сырье (в законе под ним понимаются отходы, которые могут быть полезны в производстве), налоговыми и иными льготами, а также бюджетными ассигнованиями. Это могла бы быть одна из самых действенных мер реформы, которая, к сожалению, пока еще не заработала в полном объеме.