Зарплаты учителям собираются повысить, но неизвестно когда
О решении повысить зарплаты работникам бюджетного сектора, в том числе учителям и педагогам, стало известно после выступления президента РФ Владимира Путина на совещании в ноябре 2022 года.
В Госдуме предлагают установить фиксированный размер зарплат для педагогов до 35-летнего возраста в размере 200% МРОТ, поскольку молодым сотрудникам часто приходится платить за аренду жилья или выплачивать ипотеку - эти платежи «съедают» ощутимую часть зарплаты.
В сообщении главы Минфина Антона Силуанова говорится, что зарплаты бюджетникам будут проиндексированы в 2023 году более чем на 8%. Точные сроки повышения зарплат пока неизвестны. Однако любой учитель ждет этого с нетерпением. А пока же учителя вынуждены ограничивать себя во всех тратах, многие педагоги с трудом могут позволить себе приобрести бытовую технику или сделать дома качественный ремонт.
Сколько получают учителя в России
Не так давно Росстат опубликовал данные о зарплатах учителей, которых в России более миллиона.
Так, самые высокие зарплаты ожидаемо оказались в столице, Санкт-Петербурге, нефтяных регионах, на севере и Дальнем Востоке.
В Москве педагоги получают в среднем 125 800 рублей, Московской области – около 80 000. На Ямале - более 137 000 рублей, в ХМАО – 101 000. Магаданская и Сахалинская области, Чукотский АО и Камчатский край – около 100 000 рублей. В Ненецком автономном округе - более 120 000 рублей.
Скромные зарплаты чаще отмечаются в регионах Центральной России, Поволжья и Кавказа. Например, в Мордовии, Пензенской, Саратовской, Ульяновской и Кировской областях средние зарплаты не превышают 40 000 рублей. В Новгородской области – чуть более 33 000. В итоге средняя зарплата учителя по стране составила 57 тыс. рублей.
Среди регионов антилидерами по зарплате среди учителей стали Республика Дагестан (24 354 руб.), Чеченская Республика (24 423 руб.) и Карачаево-Черкесская Республика (26 394 руб.).
В Хакасии оклады учителей уменьшились на фоне обещаний правительства о повышении зарплат
Летом 2022 года глава Хакассии Валентин Коновалов сделал красивый жест и объявил о решении с 1 сентября увеличить размеры базовых окладов во всех образовательных организациях Хакасии на 20%. В силу разных причин возникло опоздание на месяц, но прибавка к жалованью все-таки произошла.
Однако с нового года купюр в кошельках педагогов опять стало меньше — кое у кого зарплаты упали. В сельских школах зарплаты учителей снизились на 25%. А в Абакане в некоторых детсадах стимулирующие выплаты упали с 18 до 2 тыс. рублей.
Перед выпускными и каникулами стало известно, что пересчитывать зарплаты учителям Министерство образования региона не будет. По крайней мере так власти республики, не стесняясь, заявили педагогам Ширинского и Орджоникидзевского районов. Об этом муниципальным властям сообщили в правительстве Хакасии после того, как три месяца кормили обещаниями вернуть недоплаченные деньги. Региональное правительство уворачивается от ответственности, а тем временем педагоги уже предупреждают, что из-за копеечных зарплат в новом учебном году в сельские школы не вернутся.
Руководитель профильного управления Ширинского района Светлана Каер больше 30 лет работает в сфере образования, но с таким наплевательским отношением сталкивается впервые: «Школы оказались в той ситуации, что они не могут выплачивать своим сотрудникам даже гарантированную часть зарплаты. Это что за ситуация? Мы уже трижды были в республиканском министерстве образования. Мы там показываем, какие нам нужны поправочные коэффициенты школам, но они ничего не делают», - рассказывает она.
Местные учителя получают не просто низкие, но совершенно копеечные зарплаты – по данным Росстата, Хакасия вошла в тройку самых нищих регионов России (на первом месте Ингушетия, на втором – Тыва). В марте 2023 года абаканские бюджетники просто не получили зарплаты – для этой цели местные власти были вынуждены взять казначейский кредит. Ради ширинских педагогов кредиты брать никто не будет – учителям предложили выгребать из бедности самостоятельно. Индексировать их зарплаты отказались.
Фыркальская школа одна из тех, которые находятся на подушевом финансировании, то есть бюджетное финансирование идет на каждого ученика, а их тут - всего лишь чуть больше тридцати. В итоге учителя получают зарплату наравне с техническим персоналом, а бывает и еще меньше. Директор школы Иван Шипцов отмечает, что уже три учителя заявили, что на следующий год они здесь работать не будут.
Аналогичная ситуация в Орджоникидзевском районе. Здесь в школах сейчас так же, как по всей республике, напряженная пора - окончание учебного года и подготовка к выпускным экзаменам.
А совсем скоро учителя станут уходить в отпуска, правда, долгожданными их точно не назовешь: не позволит упавший заработок. И это после того, как министр образования Хакасии Анатолий Бутенко сначала пообещал вернуть учителям недоплаченные деньги, затем сказал, что еще подумает - сколько именно нужно возвращать. А затем и вовсе дал задний ход.
Подогревает страсти и ультиматум от Минобразования Хакасии: перераспределить средства между школами внутри района! «Они требуют за счет одной школы выровнять другую, - рассказывает глава Орджоникидзевского района Анатолий Тайченачев. – Я, конечно, однозначно ответил, что такого не будет, и дал поручение своему управлению образования этого не делать».
Главы муниципалитетов готовы объединяться, раз по отдельности в правительстве Хакасии их не слышат. И, похоже, как только в республике прозвенят последние звонки, еще громче зазвучат требования - оценить наконец-то достойно учительский труд.
Откуда школы берут деньги на зарплаты
Чтобы оставаться на хорошем счету и не влезать в долги, регионы стараются просить «у центра» поменьше, и рост зарплат в последние годы если и имел место, то за счет оптимизации — учителя набирают уроков на 1,5–2 ставки, работают по совместительству библиотекарями, советниками по воспитанию, воспитателями в группах продленного дня, обслуживают компьютеры и дежурят на ЕГЭ.
Только за счет такого «везде успел» зарплата приближается к минимально приемлемой и школы удерживают педагогов. Конечно, это приводит к тому, что одним глазом учитель смотрит за детьми на продленке, вторым — проверяет тетради, а молодые педагоги часто увольняются после года работы. В школах много учителей пенсионного возраста, поскольку сочетание пенсии и зарплаты дает более или менее приемлемые доходы.
Подушевое финансирование было задумано тоже как мера улучшения качества образования. Подразумевалось, что школы будут конкурировать за учащихся, стараться привлечь родителей высоким уровнем образования и внимательным отношением к нуждам детей. Однако ничего этого не произошло.
Как высказалась одна из учительниц: «Замечательная модель! У меня в классе 16 учеников - зарплата 16 тыс. А рядом в классе 32 ученика - зарплата 32 тыс. В чём моя вина, что в каком-то году родилось меньше детей? И такая зарплата будет 4 года, ведь это начальная школа».
Низкие зарплаты приводят к выгоранию
По словам депутата Законодательного собрания Челябинской области Ольги Мухометьяровой, повышение зарплат учителей назрело уже давно: «Нагрузки на людей очень большие и постоянно растут, а доходы – нет, без мотивации очень быстро наступает профессиональное выгорание, поэтому пересматривать зарплаты педагогов в сторону увеличения нужно», - отмечает депутат.
О непомерных нагрузках говорят все учителя. Вот история преподавателя английского языка в гимназии Екатеринбурга. Заработать «грязными» среднюю по региону зарплату учителя в их гимназии можно, если берешь полторы-две ставки и классное руководство.
Нынешняя ставка женщины — 16 200 рублей, доплата за 22 года стажа — 600 рублей, доплата за работу заведующей кабинетом — 500 рублей. В этом году пришлось взять две ставки, потому что три учителя иностранного языка уволились из-за низких окладов.
Стимулирующих выплат учитель «не видит». «Или кинут две-три тысячи максимум. Мои сильные ученики везде участвуют, начиная от конкурсов перевода и заканчивая Всероссийской олимпиадой и олимпиадой Высшей школы экономики, — рассказывает учительница. — Они становятся призерами, победителями, я поощряю их пятерками, а мне за их достижения платят 500 рублей, и не за каждого ученика, а за параллель».
Встает обычно она в семь утра, а домой иногда приходит к шести вечера, в день бывает по восемь уроков: «Остаются силы, чтобы просто стереть тушь, перекусить чем-нибудь разогретым и расправить кровать. Семья это терпит. Ладно еще, что у меня маленьких детей нет». И так работают многие учителя.
Будут хорошие зарплаты – будут и учителя в российских школах
Если внимательно прислушаться к ожиданиям как учителей, так и руководителей системы образования, то от реформы все ждут прежде всего роста зарплат. Чтобы лучшие специалисты не уходили в частный сектор, достойная оплата была за разумную нагрузку и у каждого педагога было время на отдых и личностный рост.
Работникам сферы образования вторят эксперты. Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит: «Требуется увеличение финансирования оплаты труда педагогов — как в части базовой, так и стимулирующей. Резервы оптимизации на сегодня исчерпаны полностью: об этом со всей очевидностью свидетельствует дефицит кадров в российских школах. Во-вторых, обязательно должна быть поддержка федерального центра для обеспечения гарантий по достойной зарплате педагогов».
Но пока таких планов у Госдумы и правительства, кажется, нет. Регионы продолжат экономить на зарплатах, оптимизируя школы. Введенная более двух лет назад федеральная выплата (5 тыс. рублей) за классное руководство стала неплохой добавкой к зарплате педагогов в регионах с низкой оплатой труда. Но и ее уже съела инфляция.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника, поставлена цель поднять престиж учительской профессии. Но конкурсы и миллионные выплаты «подъемных» единицам «земских учителей» не изменят ситуацию в образовании, не привлекут кадры и не сделают массовую школу качественной.