Свой отчет краевые аудиторы представили на днях. Проверке подверглось использование средств, выделенных из краевого бюджета в рамках подпрограммы «Обращение с отходами». Структуру мусорной отрасли на данный момент формируют 14 региональных операторов и 25 полигонов. И только пять предприятий на трехмиллионный регион, которые сортируют отходы.
Чего явно недостаточно для такого субъекта РФ. Аудиторы СП также считают, что краевое министерство экологии и рационального природопользования крупно недорабатывает. Так, из 138 мероприятий региональной программы по обращению с ТБО, запланированных ранее до 2021 года, фактически реализовано только девять.
Масла в огонь подлил конфликт между краевым правительством и одним из региональных операторов – компанией «РостТех», которая отвечает за вывоз мусора с правого берега Красноярска. Власти сочли, что компания плохо выполняет свою задачу и лишили ее статуса регоператора. Однако «РостТех», естественно, не желает отдавать выгодный бизнес. Специфический и к тому же «заточенный» под Красноярск. Потому обратился в Арбитражный суд Красноярского края.
Там «Веку» пояснили, что основанием для расторжения договора стали выводы властей о нарушении схемы вывоза твердых коммунальных отходов. Как считают чиновники, регоператор вывозил их не по согласованной схеме и маршруту. В «РостТехе» признают этот факт, но утверждают, что случилось это не по его вине. Ведь еще в 2020 году правобережный мусорный полигон, расположенный за шинным кладбищем, закрылся. И логично, что «РостТеху» пришлось вывозить отходы совсем в другое место. Соответственно, претензии правительства края у него вызывают только недоумение.
Действительно, мэрия и краевое правительство несколько лет вели споры с оператором полигона возле шинного кладбища. «Век» уже писал про эту ситуацию: у оператора закончился договор аренды. Кроме того, полигон давно выработал свой ресурс. И в итоге его все-таки удалось закрыть. А весь мусор из Красноярска теперь везут за город на «Автоспецбазу». Спорная ситуация – не важно, виноват «РостТех» или нет, считают многие, говорит в конечном итоге о провале мусорной реформы в крае. Скандалы следуют один за другим. Здесь можно вспомнить, кстати, что у надзорных органов есть претензии и к «Автоспецбазе», которую также подозревают в превышении объемов захороненного мусора. То есть, у Красноярска элементарно нет даже ни одного мусорного полигона, над которым не нависла бы угроза закрытия за нарушения. Что уж тут говорить о каком-то современном обращении с отходами?
«Мы не пытаемся изобретать велосипед, его конструкция абсолютно понятна. Но особенности края дают свои ограничения. У нас малая плотность населения и большие расстояния. Это делает невыгодной переработку. Мы ищем механизмы стимулирования переработчиков. Пока же можно только констатировать, что реформа не состоялась. Все мусорные скандалы это подтверждают», - считает председатель комитета по ЖКХ и строительству Заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш.
Депутаты Заксобрания обратились к краевому правительству с предложением до осени актуализировать региональную программу по обращению с отходами, а в краевом бюджете на 2023 год заложить средства на строительство необходимых объектов по обращению с отходами, а также создать реальные механизмы, которые помогут привлечь частных инвесторов в отрасль. «Мы пока только научились собирать отходы и вывозить их на полигоны. А нужно из них по максимуму извлекать вторичные ресурсы. Да и просто нормальных полигонов у нас не хватает. Сортировка и переработка – это то, где не обойтись без частных инвестиций», - считает председатель комитета по экологии и природным ресурсам Заксобрания Красноярского края Виталий Дроздов.
«Региональной власти сложно получить федеральные средства на строительство необходимой инфраструктуры для минимизации захоронения отходов. Существенной причиной провала является и отсутствие прозрачности всей этой реформы. Министр публично озвучивает, что в регионе за три года построили пять мусоросортировок. Но это на бумаге. Например, она есть в Назарово, но по факту давно не эксплуатируется и вообще заржавела. Единственные рабочие мусоросортировочные комплексы в крае, расположенные в Красноярске и Зеленогорске, построены не в рамках реформы, а задолго до нее на средства бизнеса. Сейчас необходимо распределить задачи, чтобы министерство промышленности и министерство экономики занималось развитием отрасли по обращению с отходами, а минэкологии отвечало лишь за экологически безопасное движение отходов», - делится своими мыслями глава Палаты экологических организаций Красноярского края Павел Гудовский.