18+
  1. Музейные поздравления

Музейные поздравления

Третьяковская галерея продолжает масштабное празднование своего 150-летия. И как любой юбиляр, принимает поздравления от коллег. качеству, и по составу экспонатов, но в то же время не дублируют, а дополняют друг друга. Что-то есть в одном музее, что-то в другом.

Музеи-друзья и музеи-партнеры поздравляют Третьяковку, как водится, выставками. Русский музей привез в Москву графику 1-й половины XIX века из своего собрания. Сами работники Третьяковской галереи с юмором и любовью называют сотрудниц отдела графики графинями. Московские графини представляли находящиеся под их присмотром шедевры с конца декабря по март.

ЦитатаКаждый из нас несколько раз в году дарит подарки, их хотят все: и руководитель, и ребенок. Универсальным, и в то же время эксклюзивным подарком является кукла авторской работы. Выставки кукол проходят регулярно, и там каждый сможет подобрать необычный подарок на все случаи жизни.Конец цитаты

Теперь у них в гостях графини петербургские. Материал им достался необычный, нежный и тонкий, в силу хрупкости графических техник появляющийся только на выставках, и то лишь на несколько месяцев в году. Поэтому и выбрали для подарка именно графику когда еще представится москвичам возможность познакомиться с этими шедеврами. Коллекции двух главных музеев русского искусства очень близки и по качеству, и по составу экспонатов, но в то же время не дублируют, а дополняют друг друга. Что-то есть в одном музее, что-то в другом.

На выставке представлено около 200 работ конца XVIII 1-й половины XIX века времени расцвета русской графики, когда рисунки и акварели уже не воспринимались как подготовительный материал, а играли самостоятельную роль, порой выражая замысел и особенности стиля художника живее и ярче, чем живописные полотна. Экспозиция демонстрирует графику этого времени в разных аспектах в известных именах, господствующих стилях и популярных жанрах. Это академические натурщики, петербургские и итальянские пейзажи, иллюстрации к литературным произведениям, жанровые сцены, дворцовые интерьеры. Есть в экспозиции силуэты и одна из знаменитых обманок с прозрачной каплей воды Федора Толстого, а также редкие для него театральные работы. Есть жанровые акварели Александра Иванова и итальянские работы Карла Брюллова. Есть множество портретов от интимных камерных до больших парадных. Среди них карандашные портреты героев войны 1812 года Ореста Кипренского, акварельные портреты современников Петра Соколова и автопортреты художников.

Отдельную часть экспозиции составляют рисунки учеников петербургской Академии художеств. Это и натурные штудии, и сочиненные композиции на библейские и мифологические сюжеты, и небольшие зарисовки на полях. Для их экспонирования в Русском музее придумали особый способ. Поскольку в мастерской художника такие черновики обычно либо хранятся неоформленными в папках, либо разбросаны где попало в художественном беспорядке, в экспозиции для них сделали специальный комод, в ящиках которого произвольно набросаны листы, которым сами художники вряд ли придавали большое значение, но сейчас и они интересны как отражение творческого процесса.

В наше время, по прошествии почти двух веков, работы мэтров того периода воспринимаются со всем полагающимся пиететом и серьезной значительностью. Однако многие из них обладали не только талантом, но и прекрасным чувством юмора. Свидетельство тому дружеские шаржи Кипренского и Орловского на Джакомо Кваренги. Итальянец из старинной знатной семьи, один из лучших мастеров классицизма при русском императорском дворе, построивший Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр и Смольный институт, имел довольно колоритную внешность. На одном из шаржей Александр Орловский изобразил его в виде амура, стреляющего из лука. Другой лист совершенно уникальный двусторонний, с двойным шаржем Орловского и Кипренского с пояснительной надписью последнего: Кипренский с натуры, пока Гваренги сидел у меня въ 1814 г. Чрезъ несколько дней Орловский приделал правую руку с куклою Томона. Кукла в руке Кваренги шарж на другого известного архитектора, Жана Тома де Томона, оформившего в Петербурге стрелку Васильевского острова.

Помимо графики Русский музей привез произведения декоративно-прикладного искусства этого же времени ампирные кресла и бронзовые канделябры, выполненные петербургскими мастерами, фарфоровые вазы Императорского завода с живописными композициями.

Выставка Русского музея только начало поздравительных торжеств. В рамках международного чествования Третьяковской галереи на Крымском Валу откроется экспозиция французской живописи и скульптуры из коллекции музея Орсе. Более 50 шедевров, созданных во второй половине XIX начале XX века, уже приехали в Москву, и на днях залы будут открыты для публики.