18+
  1. Н. Ермакова: «Нам не жить друг без друга»

Н. Ермакова: «Нам не жить друг без друга»

Н. Ермакова: «Нам не  жить друг без друга»
Ни у кого не вызывает сомнения, что Федеральное Собрание ратифицирует соглашения о размещении российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Однако интересно узнать, какие экономические стороны сотрудничества Россия намерена применить в отношениях с этими республиками.

На эти и другие вопросы «Веку» ответила депутат Госдумы, член комитета нижней палаты парламента по международным делам Наталья Афанасьевна ЕРМАКОВА.

- Каково дальнейшее сотрудничество России с Южной Осетией и Абхазией в экономическом плане? Будет ли Россия инвестировать в экономику этих регионов?

-Я приведу несколько цифр и вопросы о том, будет ли Россия инвестировать экономику Абхазии и Южной Осетии, отпадут сами собой. На сегодняшний день с Абхазией подписано 40 межправительственных документов. Для оказания им финансовой помощи Министерство регионального развития РФ совместно с правительством республики разработали комплексный план содействия социально-экономическому развитию Абхазии в период с 2010 по 2012 годы на общую сумму 10,9 млрд. рублей.

В этой программе чётко прописано, в какие сроки и какие объекты подлежат восстановлению. Эта программа предполагает развитие многих сфер: аграрного сектора, объектов здравоохранения, культуры, спорта. Восстановление коммунального хозяйства, коммуникаций, курортной зоны. Одних только автомобильных дорог планируется построить протяженностью более 160 километров.

Известно, что Абхазия, имея уникальное географическое положение, бархатный климат, в экономике ставку делает на развитие туризма и транспортных коридоров. Эти отрасли могут приносить в бюджет республики львиную долю налоговых поступлений. Но для того, чтобы сюда поехал массовый турист, а транспортные схемы заработали, здесь надо создать индустрию туризма и комплексную транспортную инфраструктуру. Всё это требует колоссальных капиталовложений.

Пока же реалии таковы: в рамках указанного комплексного плана строятся и ремонтируются два хлебозавода, Дом культуры в Очамчире, молокозавод в Сухуми, Абхазский государственный драматический театр, автомобильная дорога «Очамчира-Ингури». Вообще, перечень объектов, подлежащих восстановлению, весьма обширный.

На реке Псоу на российские средства строится современный контрольно-пропускной пункт. Также идет реконструкция главного автомобильного моста, что облегчит передвижение населения, особенно во время курортного сезона. В ближайшем будущем, будет восстановлено полноценное морское сообщение, кстати, железнодорожное сообщение уже возобновлено.

Минтранс РФ разрабатывает концепцию по улучшению инфраструктуры абхазских портов и облегчению перевозок пассажиров между российскими и абхазскими портами.

Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов внес предложение об упразднении таможенного оформления грузов, переносимых физическими лицами через российско-абхазскую границу. По его мнению, грузы, переносимые физическими лицами, составляют незначительное количество, и они не могут оказать негативное воздействие на экономику России. Данное заявление Федеральной таможенной службы РФ вызвало в Сухуми одобрение, особенно среди той части населения, которое вывозит цитрусовые, орехи и другие традиционные для Абхазии фрукты на продажу в Россию.

Что касается Южной Осетии, то здесь Россия также оказывает существенную финансовую помощь. В восстановление республики уже вложено 26 млрд. рублей.

Мы все должны понимать, что народы Абхазии и Южной Осетии прошли сквозь годы затяжного разрушительного межэтнического конфликта с Грузией. Люди знают, что такое война, правовая неопределённость своих территорий, потеря самых близких.

Перед политическим руководством нашей страны не стоит вопрос помогать или не помогать. Помогать однозначно. Кстати эту позицию всецело поддерживает Федеральное Собрание, а также и граждане России.

- Скажите, не логично было бы Абхазии и Южной Осетии стать субъектами Российской Федерации, ведь выделяемые им средства сопоставимы с бюджетами некоторых регионов страны. Скажем, бюджет Брянской области, где проживает чуть более 1,2 млн. граждан, составляет в текущем году 7 млрд. рублей, половина из которых – дотации из федерального бюджета. Как известно, Абхазию населяют 250 тыс., а Южную Осетию – 80 тыс. граждан.

- Вы знаете, не всё в жизни измеряется деньгами. Когда мы защищали Южную Осетию от военной агрессии Грузии, мы меньше всего думали о том, станет она субъектом Российской Федерации или нет? Следующий незамедлительный шаг, который сделала наша страна – признала независимость обеих республик и поэтому экономическая помощь этим республикам со стороны России закономерная реальность. Все годы их конфликта с Грузией, мы не стояли в стороне. Граждане этих республик получали российское гражданство и российские паспорта. Даже сейчас, когда эти республики Россией признаны как независимые, российское гражданство для них продолжает оставаться актуальным, так как для многих людей это окно в мир. Абхазия и Южная Осетия для нас – это не просто соседи, это родственники. У нас общая история, культура, язык, традиции, вероисповедание и многое другое. Нам не жить друг без друга.

Что же касается возможности стать субъектом Российской Федерации, то в соответствии с нашим законодательством им может стать то государство, народ которого выразит это волеизъявление на референдуме. Затем должны пройти определённые правовым полем РФ процедуры по присоединению к России.

Пока эти вопросы на повестке дня не стоят ни в этих республиках, ни тем более в Российской Федерации. Пока народы Абхазии и Южной Осетии строят и небезуспешно, свою государственность.

- Между тем, Запад считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями и потому не признаёт итогов выборов в Абхазии, и уже заранее можно спрогнозировать, что и не признает итогов выборов в Южной Осетии, намеченных на ноябрь текущего года.

- Главное, что Российская Федерация первой признала и независимость этих республик, и итоги выборов в Абхазии. Кстати, замечу, что в Грузии итоги выборов ни европейским сообществом, ни США никогда не подвергались сомнению, тем не менее, власть там постоянно менялась в результате революций. За весь постсоветский период цивилизованной передачи власти от президента президенту там не было ни разу.

Ничего подобного в Абхазии, которая переживает четвертые президентские выборы, не произошло.

Безвременная кончина президента Сергея Багапша лишила Абхазию фигуры объединителя. В ходе острой, и в то же время корректной избирательной борьбы за лидера нации, стабильность в республике не была нарушена. Выборы состоялись без потрясений и переворотов. Не оправдались прогнозы аналитиков, предвещающих проведение выборов в два тура, так как явного лидера президентской гонки не было.

Вместе с тем Александр Анкваб одержал убедительную победу в первом туре, набрав 54,86% голосов. Обратите внимание, эта победа по числу голосов несопоставима с политическим триумфом в некоторых странах на постсоветском пространстве. Так, нынешняя президентская избирательная кампания в Абхазии проходила в нестандартных для республики условиях, а потому выявила ряд весьма существенных позитивных тенденций, которые присущи только зрелому политическому классу и абхазская элита это продемонстрировала всему миру.

Южной Абхазии также в скором времени предстоит избрать своего президента. Выборы назначены на 13 ноября. Несмотря на то, что в республике нашлись политики, предлагавшие продлить ещё на один срок полномочия действующего президента Эдуарда Кокойты, он сам все сомнения на этот счёт развеял, отказавшись от своего участия в президентской гонке 2011 года, что также говорит о политической зрелости этого руководителя.

Если говорить о термине «оккупированные территории», который Запад использует в отношении Абхазии и Южной Осетии, то он красноречиво доказывает, что мировое «закулисье» упорно не хочет замечать укрепления государственности в признанных Россией кавказских территориях. Госсекретарь США Хилари Клинтон после посещения Грузии в июле прошлого года ввела в обиход это определение.

К сожалению, мы видим, что международный процесс признания факта этой оккупации имеет место. Во-первых, сама Грузия приняла закон, который рассматривает территории Абхазии и Южной Осетии как оккупированные Россией земли. Во-вторых, эту оккупацию признали парламенты Румынии и Литвы. В январе текущего года это сделал Европарламент, а сенатская резолюция США от 29 июля 2011 года также узаконила этот термин «оккупация».

Да, он неприятен народам Абхазии и Южной Осетии, и политики этих государств призывают мировую общественность воздержаться от подобных определений.

Как бы то ни было, но Россия стала для Абхазии и Южной Осетии гарантом их самоопределения, и военно-политическим защитником этих народов. Закон о размещении военного контингента здесь предполагает размещение около 4 тыс. солдат и офицеров российской армии в течение 49 лет. Российские военные базы позволят создать инфраструктуру вокруг них, что приведёт к появлению новых рабочих мест.

Не исключаю, что эти законы буду первыми, которые Федеральное Собрание одобрит без проволочек и промедления, а затем их подпишет президент РФ. Тем самым мы продемонстрируем Западу: несмотря на резолюции, принятые ведущими мировыми державами в отношении Абхазии и Южной Осетии, Россия не откажется от их поддержки. Наше военное присутствие в двух республиках, бесспорно, снизит шансы Грузии на приём в НАТО. Если же принять во внимание намерение США создать свои военные базы на территории Грузии, а такая перспектива весьма возможна, то две политические реалии в параллельном формате будут иметь место: одна часть мирового истеблишмента будет признавать новые независимые государства, другая - будет считать, что Грузия едина.