18+
  1. Силуанов: на антикризисный план нет средств

Силуанов: на антикризисный план нет средств

Силуанов: на антикризисный план нет средств
Глава Минфина Антон Силуанов напомнил правительству, что из 250 млрд. руб., заложенных на исполнение антикризисного плана, имеются лишь 120 млрд. руб. из антикризисного фонда. Недостающие деньги можно получить правкой бюджета либо из резерва, находящегося в распоряжении президента РФ Владимира Путина.

Кроме того, Министерство финансов предлагает сократить расходы антикризисного плана и вычеркнуть из него пункты, которые негативно сказываются на доходной части бюджета.

Как сообщается, свои комментарии по антикризисному плану на 2016 год, который правительство одобрило 18 февраля, Силуанов изложил в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева.

По словам главы Минфина, правительство на протяжении двух месяцев занималось распределением средств так называемого антикризисного фонда на 2016 год в размере до 250 млрд. руб., не отдавая отчета в том, что может распоряжаться значительно меньшей суммой.

Минфин констатировал, что на сегодняшний день в антикризисном фонде есть 65 млрд. руб., еще на 55 млрд. руб. он может пополниться в апреле за счет возвращения невостребованных остатков за 2015 год федеральным казначейством. Лишь эти 120 млрд. руб., отмечает Силуанов, правительство может распределить без внесения изменений в госбюджет на этот год.

Решить возникшую проблему Минфин предлагает за счет сокращения расходов из антикризисного фонда до 120 млрд. руб. При этом ведомство настаивает на пересмотре и уже одобренных расходов, связанных с Крымом и Украиной, на 17,1 млрд. руб. У главы государства Силуанов рекомендует просить не 203 млрд. недостающих рублей, а до 130 млрд. руб.

В крупных сокращениях, по мнению Минфина, нуждаются антикризисные расходы Минздрава (их предлагается снизить более чем с три раза, с 45,8 млрд. руб. до 13 млрд. руб.), финансирование машиностроения и поддержка экспорта. Кроме того, финансовое ведомство выступает против новых льгот автобизнесу и РЖД. Минфин также считает необходимым формирование резерва в 34,9 млрд. руб. на непредвиденные расходы.

Вместе с этим ведомство негативно относится и к неденежной части плана, не предусматривающей прямого финансирования. В основном это касается новых налоговых льгот. При этом ведомство поддерживает идею предоставления амнистии для решившего выйти из тени малого бизнеса и предоставления ему трехлетних налоговых каникул.

Отметим, что в начале февраля Минфин опротестовал большую часть антикризисных расходов, однако они все равно были включены в последнюю редакцию антикризисного плана без каких-либо изменений. Более того, сумма заявки по ряду направлений даже была увеличена.

Правительство занимается подготовкой антикризисного плана с середины января. В конце прошлого месяца сообщалось, что для исполнения антикризисного плана потребуется 737 млрд. руб. Всего антикризисные меры на текущий год были оценены правительством в 1,7 трлн. руб. Они были разбиты на четыре части, состоящие из 96 пунктов. Для большей части пунктов итоговая стоимость и источники финансирования указаны не были.

Антикризисный план был рассмотрен на заседании правительства 18 февраля. Дмитрий Медведев отвел на доработку документа еще неделю. По его словам, основная задача — адресно поддержать отрасли с высоким потенциалом роста. Это автопром, легкая промышленность, машиностроение, жилищное строительство и сельское хозяйство.

Дискуссия об антикризисном плане может перенесена на апрель 2016 года, когда завершится правка текущего бюджета и станет ясно, сколько правительство сможет потратить на реализацию плана на самом деле.

Глава Минфина также считает, что ситуация в российской экономике отличается от предыдущих кризисов. По словам Силуанова, не стоит ожидать «отскоков» в лучшую сторону и следует готовиться к «длительной работе в нынешних условиях».

Отметим, что неделю назад стало известно о прогнозе Минфина на период до 2030 года, согласно которому при отсутствии реформ Россию ждет затяжной период стагнации. Представитель ведомства тогда пояснял, что министерство разработало целевой сценарий, главным условием которого являются структурные изменения в экономике, в частности, повышение отдачи на капитал за счет роста производительности труда, опережающий рост зарплат и, как результат, увеличение доли инвестиций в ВВП. Такой маневр требует повышения гибкости рынка труда, мобильности работников, а также вложений в их переобучение, отмечал представитель Минфина.