Название государства подсказывает людям, где его искать на карте. Но большинство зрителей не разбираются в том, что именно там происходит. Так насколько же реально политические интриги и боевые действия показаны в фильме?
Где-то в жаркой Африке, центральной её части
На экраны вышел российский фильм «Турист» (режиссер - Андрей Батов). Он снят буквально по горячим следам событий, которые происходили в Центральноафриканской Республике зимой-2020.
Краткая историческая справка. К моменту описываемых событий в ЦАР действовало более десятка вооруженных группировок, которые распадались и объединялись. В дела страны активно вмешивались соседи. И эта война превратилась в войну всех против всех.
19 декабря 2020 года шесть повстанческих групп, которые контролировали больше половины территории страны, объединились в «Коалицию патриотов за перемены» и начали наступление с целью захвата столицы. Руанда и Россия, которая действовала по приглашению действующих властей и с разрешения Совбеза ООН, оказали помощь действующему президенту, что помещало повстанцам захватить город.
Параллельно с гражданской войной идет война информационная. Стороны обвиняют друг друга в различных преступлениях. После того, как весной 2021 года правительственные войска при помощи русских инструкторов добились заметных успехов, специалисты также стали объектом нападок.
Трейлер
Сюжет
Главный герой – это бывший полицейский, который решил стать военным инструктором. Первоначально у него был позывной «Пионер», но он его меняет на «Турист». Десяток вновь прибывших в ЦАР инструкторов во главе с командиром (позывной «Кубань») отправляются на базу в Бангасу, в 720 км от столицы страны Банги.
Это расстояние - больше, чем от Москвы до Питера. ЦАР – страна размером с Францию. Гарнизоны и военные базы находятся на большом удалении друг от друга, какой-то линии фронта здесь нет.
История Туриста красиво вписана в исторический контекст: накануне выборов мятежники начинают наступление на столицу. При этом они убивают и грабят местное население.
Все русские – это инструкторы, которые занимаются обучением правительственных войск. И они не должны участвовать в боестолкновениях. Но руководители повстанцев называют русских цементом, на котором держится власть президента ЦАР. Им требуется пиар-победа – необходимо нанести какое-то поражение именно русским. А раскрутив этот успех в СМИ и получив подкрепление в лице наемников из Чада, они могут захватить власть стране. База в Бангасу идеально подходит для этих целей. Поэтому одна из групп повстанцев получает новое военное задание – и перенаправляется на Бангасу. Русские бойцы там спешно укрепляют позиции.
Я не знаю, была ли подобная драматическая ситуация на военной базе в Бангасу. Даже если она является художественным вымыслом, сюжет заслуживает крепкой «четверки».
Никаких серьезных дыр в нем нет, хотя и какие-то неожиданные повороты, интриги также отсутствуют.
Сюжет - 4.0 из пяти возможных.
Актеры
Алексей Шевченков играет бойца с позывным «Макет». И в своей роли он вполне убедителен. Удачен выбор и Сергея Воробьева на роль командира (позывной «Енисей»).
«Турист» - это Владимир Петров. Он играет главного героя, который был вынужден покинуть ряды полиции по причинам, которые раскроются по ходу сюжета).
Турист – это киногерой, который крутеет на глазах. Не думаю, что в реальной жизни, даже в экстремальных условиях, таланты у всех могут раскрыться за считанные дни. Но в кинематографе такой прием распространен. Например, столь же быстро меняется Дэн Эванс (его играет Кристиан Бейл), который сопровождает арестованного бандита Бена Уэйда (Рассел Кроу) в фильме «Поезд на Юму».
Турист - это классический образец для подражания. Он показывает, что любой обычный нормальный человек, не имея боевого опыта, может стать героем. Точнее, живым героем.
Местные актеры второго плана и массовка – из ЦАР, где собственно и проходили съемки. Так что там все аутентичное, настоящее.
Звезды первой лиги в кинофильме не снимались, но все на своих местах. Мискастинга нет. Поэтому за актерский состав - крепкая «четверка».
Актеры - 4.0.
Дух места и времени
Черная Африка – очень яркая. Она, даже без укуса малярийного комара, попадает в кровь и потом долго снится. В фильме показаны неизменные жара, духота и даже немного местной фауны. Не хватает лишь какофонии местных ароматов – но ее кинематограф передать полностью не может. Разве что показав рой мух, роящихся над трупами.
Политический расклад удачно дан, крупными мазками, без излишних деталей, в которых зритель может запутаться. Военная помощь Руанды упоминается, говорится и о 300 российских инструкторах, которых сравнивают с тремястами спартанцев.
Отношения в отряде представлены вполне реалистично – даже проблема местных болезней и медикаментов затронута.
Дух времен и места – 5.0.
Боёвка
Тут все хорошо, как в реальной жизни. То есть, как в той гражданской войне. К примеру, дан интересный тактический прием – использование рыболовных крючков при установке мин-растяжек.
Если местные боевики, атакующие Бангасу, выглядят как банда, то наемники из Чада показаны на контрасте с ними. Они единообразно экипированы и даже в бою держат строй. Но то, как они ведут себя во время штурма базы, не понравилось. Бегают плотным строем, лишены инстинкта самосохранения - и представляют собой хорошие мишени.
В данном случае художественный прием явно перевесил профессионализм консультантов. За историю с наемниками из Чада я сниму полбалла.
Боевка - 4.5.
Подводя итоги
В принципе, посмотрев такой фильм, зритель может решить, что это рядовой боевик. Аналог американского «Блокпоста» - но без такого масштаба съемок и пафоса.
Но я брошу меч на весы. В защиту фильма напомню, что он сделан буквально по горячим следам событий, чуть ли не в режиме телерепортажа. Главный герой, после ранения, по сюжету сидит в Москве в марте 2021 года, а в мае фильм уже вышел на экраны.
И самое важное. Про события в современной Африке у нас ничего не было снято. Что происходит в этой «черной дыре», люди не понимают. А фильм просто и доходчиво объясняет, что и как, и зачем там находятся наши бойцы.
Поэтому итоговый балл, благодаря новизне и актуальности, заслуженно 4.5, по пятибалльной шкале.
Автор: Михаил Поликарпов