«Биллу» упаковали и украсили «Лентой»

Накануне сеть гипермаркетов «Лента» объявила о приобретении розничной сети «Билла». Цена вопроса - 215 млн. евро, что по нынешнему курсу составляет 19,35 млрд. рублей. Днем ранее было объявлено о том, что торговая сеть магазинов «Магнит» приобрела бизнес торговой сети «Дикси». Процесс поглощений в сфере ритейла шагает по России?

«Лента», являющаяся четвертым по выручке российским ритейлером, планирует приобрести у «Биллы» 161 магазин площадью 138 тыс. кв. м и один распределительный центр, что более чем вдвое увеличит сеть супермаркетов, количество которых достигнет 301 магазина. Примечательно, что после завершения сделки торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование, а все супермаркеты автоматически вольются в сеть «Ленты». Напомним, что «Дикси» после поглощения «Магнитом» останется отдельным юридическим лицом под нынешним брендом. Концерн REWE International, куда «Билла» входит через австрийскую Billa Russia GmbH, объяснил свое решение планами сконцентрироваться только на рынках Евросоюза.

«Не думаю, что у «Ленты» есть какой-то расчет в развитии чужого бренда, - заявил «Веку» вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Кузнецов. - Поэтому «Билла» просто должна будет уйти с рынка. Скорее всего, в «Ленте» после окончания сделки будет развиваться формат супермаркета, тем более, что у данной торговой сети для этого есть все возможности, в том числе и закупочные силы. Кстати, в последнее время покупатели стали отдавать предпочтение магазинам, которые находятся в шаговой доступности, поближе к дому. Правда, в таких магазинах не такой разнообразный ассортимент, как в сетевых, однако в них более низкие цены. Как сетевые магазины разных брендов становятся убыточными, если у них, по сути, один сегмент? Одна сеть работает более эффективно, другая - менее, во времена кризиса такие обстоятельства проявляются в большей степени, а «Билла» работала в формате супермаркета, что является основной составляющей, которая привела к не очень хорошим результатам в ее деятельности».

Представители «Ленты» уверены в том, что такая масштабная сделка будет носить для их торговой сети стратегически важный характер. Ведь торговые точки «Биллы» находятся преимущественно в Москве и Подмосковье, а это дает компании неплохую возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию столицы и тем самым заложить фундамент для ускоренного роста онлайн-бизнеса. Данное поглощение позволит нарастить долю «Ленты» в Москве и области до 3%.

Реклама на веке

«Да, у «Биллы» в Москве есть очень неплохие локации, - продолжает Кузнецов, - так что со стороны «Ленты» эта сделка является вполне обоснованным и оправданным шагом, который логичен как с точки зрения развития рынка, так и его экспансии. К тому же закупочные цены «Ленты» очень серьезно отличаются от закупочных цен «Биллы», а это может существенно поддержать прибыль данного формата».

Если взглянуть на Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), то выручка торговой сети «Билла» в нашей стране снизилась на 3,7% - до 47,971 млрд. рублей. В компании это объяснили ограничениями, связанными с карантинными мерами в прошлом «ковидном» году. Однако многие ритейлеры, наоборот, оценивают 2020 год как «очень прибыльный», а месяцы карантинных ограничений во время пандемии «как рекордные по продажам». Напомним, что в течение последних трех лет компания «Билла» последовательно несет убытки, правда, в 2020 году чистый убыток сократился на 13,6% - до 1,692 млрд. рублей. Учитывая эти обстоятельства, стоимость «Биллы» была оценена в 21-24 млрд. рублей, так что цена 19,4 млрд. рублей. которую предложили в «Ленте», кажется вполне оправданной и является выгодной для расширения бизнеса.

«Сейчас уже прошел тот период, когда ритейлеры открывали большое количество магазинов, и торговые сети очень быстро развивались, - полагает Кузнецов. - Конечно, большее количество магазинов влияло на стоимость акций торгсетей, но самый лучший инструмент со стороны ритейлера – это наличие собственных поставщиков и производителей, которые работают только с ним. Кстати говоря, в Москве происходят большие градостроительные изменения, и если покупателя раньше устраивала локация того или иного магазина, то сейчас она вдруг становится непривычной, необычной и уже не выдерживает конкуренции. Такие большие торговые сети, как «Магнит» или X5 Retail Group, тоже не стоят на месте в своем развитии и не просто открывают магазины или только кого-то поглощают. Они тоже закрывают многие свои магазины как неэффективные и открывают их в тех локациях, которые просчитаны уже более глубоко. Ведь сегодня очень изменилась покупательская корзина, и люди стали ходить в более дешевые магазины».

Реклама на веке
На экраны вышел фильм «Турист», рассказывающий о недавних событиях в ЦАР «Горячая» карта России