Национальный рейтинг мэров (август-ноябрь, 2020) - часть 1

В рассматриваемый период местное самоуправление (если выражаться языком «старорежимной» терминологии – до внесения поправок в Конституцию) находилось на далекой периферии информационных потоков, будучи скрытым событиями международного, общероссийского и хотя бы регионального масштабов.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за август-ноябрь 2020 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Реклама на веке

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Единственная значимая сюжетная линия, в которую в массовом порядке были включены главы региональных столиц, касалась борьбы со второй волной эпидемии, однако и здесь они находились в тени своих начальников-губернаторов (теперь так их можно называть практически официально).

Поскольку местное самоуправление окончательно было интегрировано в «вертикаль» власти и стало продолжением региональной де-факто еще несколько лет назад, то осенью можно было ожидать появления еще одной сюжетной линии, связанной с мэрским корпусом. Речь идет о смене глав региональных столиц после прихода на губернаторский пост в регионе нового назначенца, как правило, «варяга». В осенний политический сезон 2019 года и ранее это было одним из трендов местной политики. Однако «подморозка» губернаторских перестановок как весной, так и осенью текущего 2020 года (ожидавшегося по итогам осеннего голосования традиционного ежегодного «губернаторопада» пока не наблюдается, есть лишь единичные кадровые решения, которые нельзя было дальше откладывать) не дала оправдаться данным ожиданиям.

Однако наблюдалось несколько других сюжетных линий, некоторые из которых были традиционными и узнаваемыми, а некоторые представляли нечто новое. К первой группе можно отнести прессинг местных чиновников со стороны силовиков (или со стороны конкурентов в элите, которые все чаще используют в качестве инструмента силовой ресурс). Ярким примером здесь стал арест томского мэра Ивана Кляйна. Мероприятие было обставлено очень демонстративно – чиновника «взяли» в кабинете во время рабочего совещания, а обыск сопровождался подробностями о миллиардах, которые в подушке пыталась спасти супруга мэра. Весь этот информационный контекст поразительно напоминает аресты действующих губернаторов в 2015-2016 гг. Тогда федеральный центр пытался таким образом стимулировать региональную бюрократию работать эффективнее без коррупционной «смазки», но в итоге это привело к параличу на местах, и кампанию арестов было решено остановить. Возможно, сейчас, после замораживания запланированной на лето новой волны арестов губернаторов (в Москве не ожидали такой реакции на задержание первого из «арестного» списка – Сергея Фургала), «федералы» пытаются стимулировать хотя бы местное чиновничество. Естественно, вся эта история помимо политических моментов завязана и на банальный передел активов.

Однако начали намечаться и новые сюжетные линии, которые пока не оформились в четкий тренд, но уже наводят на размышления. Они проявились прежде всего на местном уровне, что обусловлено максимальной приближенностью этого этажа власти к населению, которая оперативнее реагирует на транслирующийся «снизу» запрос. Отчасти и во многом эти тренды стали следствием действий самой федеральной власти, но вряд ли она это планировала.

Внимание наблюдателей привлек «перехват» рычагов управления в столице Тамбовской области. По итогам осеннего голосования победу там одержал список партии «Родина», лидером которого де-факто стал бывший региональный и городской функционер Максим Косенков, сумевший восстановить политическую карьеру после тюремного заключения. В итоге в октябре свой пост покинула бывший мэр Тамбова Наталия Макаревич, весной ставшая фигурантом резонансного скандала и позднее, после отставки, переместившаяся в кресло вице-губернатора, а Косенков стал врио главы администрации города. Основная интрига – станет ли Косенков (или хотя бы его креатура) официальным главой города (и придется ли ему идти для этого на компромиссы), или власть «сдаст» областную столицу «всухую».

Также намек на повышенную турбулентность в крупных городах все более четко заметен в восточных регионах страны. Так, мэр Новокузнецка оказался в крайне уязвимом положении, выступив на стороне пришлого бизнеса петербургского происхождения при осуществлении транспортной реформы. Это привело к акциям протеста с открытым пока финалом. Также развитие протестного сюжета может стать новой головной болью для главы Хабаровска. Демарш части депутатов фракции ЛДПР в Горсовете, демонстративно вышедших из нее, дает основания предполагать, что оппоненты власти в регионе, опираясь на массовые настроения, настраиваются на игру в долгую, и на острие этого противостояния наряду с губернатором может оказаться как раз мэрия.

В ближайшее время основная интрига, завязанная на сюжеты противостояния в элите, скорее всего будет развиваться и в европейской части России. В регионы с весьма сильными позициями местных элит, которые не чувствовали давления извне на протяжении десятилетий (как минимум с середины 1990-х гг.) были назначены сразу два губернатора-«варяга» — Артем Здунов в Мордовию и Вячеслав Гладков в Белгородскую область. Возникает вопрос: рискнут ли они повторить опыт своих коллег по цеху (губернаторов со стороны) и начать наступление на позиции местных элит с замены глав региональных центров на своих протеже, или эта модель интеграции «варягов» в регион, опробованная и масштабированная в предыдущие годы, будет отставлена в сторону?

Владимир КЛИМАНОВ

Экономист. Директор института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС

2020 год лишний раз продемонстрировал невеликую значимость наших градоначальников, они не сильно заметны на политической арене страны, их роль в социально-экономическом развитии не так велика, как должна, по идее, быть.

Мэры по-прежнему не видны. Я не беру в расчёт персоны Собянина и Беглова, поскольку это – реальные губернаторы, а не руководители муниципальных образований, их роль достаточно высока, и на них многие ориентируются. В этой связи, конечно, роль московского мэра в 2020 году в условиях кризиса наоборот укрепилась, возросла, и его политические позиции стали гораздо крепче. Сергей Собянин лишний раз продемонстрировал значимость в стране российской столицы с экономической, политической и даже просто житейской точки зрения. Не столь это заметно в деятельности руководителя Санкт-Петербурга Александра Беглова, но всё-таки их обоих брать в расчёт, наверное, не стоит. То же относится и к руководителю Севастополя Развожаеву, хотя он закрепился после выборов и получил формальный статус.

Статус мэров других столичных городов в условиях пандемии и кризиса 2020 года явно поблёк на фоне того, что в целом по стране происходило усиление роли губернаторского корпуса. В результате поправок в Конституцию стала очевидна новая роль Госсовета, который формируется как раз из губернаторского корпуса. И вообще в условиях пандемии произошло то, что в прессе получило название «вынужденная децентрализация», когда часть ответственных решений была переложена на руководителей субъектов Федерации. Эта вынужденная децентрализация не транслировалась дальше, она замкнулась на уровне регионов. И мне кажется, если говорить о децентрализации не на федеральном уровне, то на уровне отдельных регионов наоборот: произошла централизация в части принятия решений, в том числе жизненно важных для населения, для бизнеса. И позиции мэра скорее ослабли по отношению к позициям губернатора, чем усилились.

При этом мы наблюдали множество локальных инициатив. Достаточно отметить, что и форум Агентства стратегических инициатив, прошедший совсем недавно, в ноябре, во многом определял именно локальные инициативы, которые могли бы стать драйвером развития муниципалитетов… Таковым же мог стать форум лидеров муниципального управления, прошедший осенью в Великом Новгороде с заочным участием премьер-министра. Были и некоторые другие площадки, на которых собирались инициативы, предложения в части выдвижения муниципальных образований на более современную платформу.

Тем не менее, при множестве разного рода идей и инициатив эти предложения остаются либо сугубо локальными, либо соподчинёнными с идеями, которые должны решаться по развитию регионов и в конце концов укладываться в логику федеральной повестки, но не носят сущностно-самостоятельной инициативы. То есть механизмы по внедрению системы bottom up (снизу – вверх) в нашей стране так и не были запущены. При этом Федерация всё равно достаточно много внимания уделяет этим инициативам, и поразительно, например, то, что был резко увеличен призовой фонд конкурса «Лучшая муниципальная практика». Он в этом году перешёл от кураторства бывшего вице-премьера к новому и проходил фактически в заочном режиме, но собрал огромное количество заявок – более 1 000 на все номинации. При этом гранты на 1 миллиард рублей были выделены всего 30 муниципалитетам.

В сентябре в Единый день голосования в ряде городов прошли выборы глав муниципальных образований и депутатов. Здесь запомнилось, что кампании сопровождались деятельностью по вскрытию существующих коррупционных схем, которые оказались почти не интересны большинству избирателей и не слишком повлияли на результаты выборов. Хотя альтернативные кандидаты появились в ряде городов. И это характерная новая особенность текущего времени: могут быть сформированы оппозиционные силы, которые далее должны определять локальную повестку для развития муниципальных образований.

Если говорить про конкретных мэров, то запомнились инициативы казанского мэра Метшина, смерть действующего мэра Уфы Мустафина, малообъяснимый показательный недавний арест Томского мэра Кляйна – наверное, он служит определённым сигналом для корпуса градоначальников. При этом 2020 год затушевал деятельность даже очень активных до этого мэров (например, Локтя в Новосибирске и Высокинского в Екатеринбурге). Пиар-деятельность заметна у якутского мэра Авксентьевой, которая своими инициативами добивается общестранового внимания.

Некоторые города разрабатывали интересные новые документы, например, в городе Кирове появилась интересная стратегия социально-экономического развития.

Ещё одна особенность: в корпусе мэров стало достаточно много (в отличие от губернаторского корпуса) женщин, которые возглавляют даже крупнейшие города-миллионники.

Изменения в Конституции: роль органов местного самоуправления, которые теперь будут встраиваться в единую систему публичной власти в нашей стране, очевидно, будет меняться. Мы почувствуем это после того, как изменится позиционирование существующих органов (новые функции и принципы работы Совета Федерации, более высокая значимость Госсовета), и после того, как органы местного самоуправления будут встраиваться в решение задач по достижению национальных целей и других задач от Федерации, которые по существующей уже технологии государственного управления декомпозируются до уровня регионов, а далее должны транслироваться в муниципалитеты.

Ожидание новой роли органов местного самоуправления – знак 2020 года. В текущем году города, как и регионы, оказались в очень сложной экономической ситуации, эпидемиологической ситуации, и это диктует новые условия для развития в будущем. Особенно это значимо как раз для уровня городов, ориентированных на активизацию роли общественных пространств, большую роль общественного транспорта, на повышение взаимодействия и отдельных граждан, и различных социальных групп между собой. Развитие городов, очевидно, придётся пересмотреть и найти новое понимание их роли в постпандемийный период.

Андрей МИРОНОВ

Политолог, политтехнолог. Руководитель Федерации изучения электоральной политики

Логика этого года, события, наблюдения заставляют констатировать: должность мэра сейчас стала практически расстрельной.

Желающих стать мэром не очень много по сравнению прежними временами, когда на эти должности срывались как с целью обогащения, так и с другими целями. Сейчас этот вал прекратился, не видно толпы желающих.

Более того, идёт занижение самого статуса мэра. Мэр сейчас уже фигура номинальная, от него ничего не зависит, всё зависит от губернатора, законодательных собраний. А мэр становится игрушечной фигурой.

В этой связи можно сделать вывод, что общество затребует возвращения прямых выборов мэра, как это уже делают в Екатеринбурге – там собирают подписи под этой инициативой. Нужно возвращаться к выборной системе мэров, в противном случае эти люди не имеют ни власти, ни возможностей, ни самой должности, которая соответствовала бы статусу мэра.

Мэр – это уже смешно. Арестовывают через одного, воруют через одного, а проблемы растут и растут. Не справляется мэр – вмешивается губернатор.

Из ярких моментов последних месяцев, связанных с корпусом мэров, на ум приходит история уборщицы, которая выиграла выборы у себя в селе. Девушка поняла, что ей с этим не справиться, просто написала заявление и ушла. Если бы были какие-то рычаги, которые позволяли бы мэру быть на самом деле руководителем в том городе, в котором он выбрался – это одна история, а так как градоначальник зависит от всех, начиная от силовиков и заканчивая губернатором, то эта должность становится номинальной.

Но самое страшное то, что люди это видят, понимают и уже не реагируют серьёзно на действия городских властей. Это очень плохо.

Александр АСАФОВ

Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»

Мы живём в центре крупнейшей правовой государственной реформы. Эта реформа связана с тем, что вся власть, согласно изменениям в Конституции, принятым не так давно, должна переформатироваться в единую систему публичной власти. От самого низа, местного самоуправления (МСУ), до самого верха – правительства, президента, Госсовета, Совета безопасности, Совета Федерации. Все они должны пройти через глобальную законодательную реформу.

Мы видим, как принимаются законы, например, федеральный закон о здравоохранении, федеральный закон о молодёжи, ряд других законов. И мы видим, что не всегда и не везде есть понимание этих процессов не только у людей, которым это надо объяснять, но и у самих непосредственных участников этой реформы, то есть представителей различных ветвей и уровней власти. В Томске мы видим, как третий подряд мэр покидает своё место из-за странных историй, связанных с нарушением закона…

Есть и позитивные примеры, конечно. А есть случаи совсем негативные, например, история мэра небольшого балтийского города, я имею в виду главу Янтарного Алексея Заливатского, вступившего в конфликт с местной властью, вставшего «во фронду» к общефедеральной власти и декларирующего обвинения после того, как за ним нашли ряд нарушений.

Он покинул страну после того, как в его отношении было возбуждено уголовное дело, развернув публичную критику в адрес региональных и федеральных властей России. Один из самых активных медиа-чиновников (уже бывших), Заливатский активно занимался выстраиванием своего образа, став в итоге беглым мэром и новым оппозиционером, которого признали в штабе Навального, что, на мой взгляд, недопустимо для человека, который является частью государственной власти. Однако обоснованность выдвинутых обвинений в несоблюдении антикоррупционного законодательства признали в Transparency International**.

Хотя ситуация имела решение до возведения в такие обстоятельства, Заливатский выбрал позицию противопоставления своих личных интересов всей системе власти и попытался перейти через политический Рубикон, чтобы из оппозиционного стана диктовать свои условия в надежде, что его огрехи в прошлом будут забыты, или к ним не будет претензий.

Это – наглядный пример ситуаций, которые могут преподносить нынешние мэры, хорошо, не столичных городов. Но я думаю, что мы и ещё увидим невероятные истории по части этой колоссальной реформы, в которой мы живём, и не только позитивные.

Наталия ЕЛИСЕЕВА

Политолог, публицист, автор практических тренингов «Политическая психосемиотика»

В этом году деятельность градоначальников подверглась особому испытанию на прочность. Помимо основных направлений работы, мэры городов столкнулись с решением ситуаций, вызванных сложной эпидемиологической обстановкой. Остро встал вопрос компетентности градоначальников, их умения оперативно принимать решения, не избегать ответственности и уметь работать в связке со всеми уровнями власти. Однако далеко не все справились с новым вызовом.

В некоторых регионах взаимодействие мэра с губернатором или даже со своими подчинёнными до сих пор является живой иллюстрацией басни Крылова «Лебедь, рак и щука», когда губернатор региона говорит одно, а мэр и его подчинённые исполняют противоположное. Подобное мы наблюдали в Ставропольском крае между губернатором Владимировым и мэром Кисловодска Курбатовым.

Однако, помимо отсутствия связки мэра с губернатором, можно наблюдать общую некомпетентность градоначальников, которая в сложившихся условиях несёт довольно серьёзную угрозу городу. Одним из подобных примеров является Александр Беглов, глава города федерального значения, чьи ошибки в управлении привели к серьёзным последствиям. На данный момент в Санкт-Петербурге складывается тяжёлая ситуация с коронавирусом. Показатель коэффициента распространения коронавируса равен 1.23, показатель смертности в Петербурге – 86.3. Население города, по данным Росстата, составляет 5.3 млн человек.

При этом публичные высказывания Беглова о ситуации с коронавирусом содержат в себе противоречия, что вызывает шквал критики в СМИ и социальных сетях. Например, 2 ноября он заявлял о критически большом количестве заражений в городе. На следующий день Беглов доложил Путину уже о «некритической ситуации». Также глава Санкт-Петербурга склонен перекладывать ответственность за свои провалы на горожан. Например, дефицит антибиотиков в аптеках он объяснил повышенным спросом и призвал не скупать лекарства, как гречку. Хотя причина сложной эпидемиологической ситуации в городе – несвоевременное введение антикоронавирусных мер, приведшее к тому, что в город были направлены первый замминистра здравоохранения и помощник министра для оказания организационно-методической поддержки властям города.

Сомнительной эффективностью управления отличается и градоначальник Биробиджана Головатый. Несмотря на выделенные средства, в городе до сих пор не выполнена модернизация автобусных остановок в рамках реализации мероприятий «Плана социального развития центров экономического роста Еврейской автономной области». Хотя работы начались ещё летом. Также не решён вопрос с мостом через р. Бира. У мэра до сих пор нет понимания по срокам капитального ремонта, хотя начало работ планировалось на второе полугодие. Важно отметить, что возможность закончить проект была еще в 2019 г., однако мэр этого сделать не смог. Причём вопрос был не в финансировании проекта, а исключительно в реализации. В 2019 году выделенные на капремонт федеральные деньги ушли другому городу, так как проектная документация на мост, как оказалось, содержала в себе ошибки.

Если говорить о возможных увольнениях, то коронавирус выступает пока временной страховкой от кадровых изменений. Однако с учётом накапливаемых управленческих ошибок, а также возможных изменений в системе управления в связи с принятыми поправками в Конституцию, увольнениям – быть.

Дмитрий ЕЛОВСКИЙ

Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»

Основной вызов этого года руководителям всех муниципалитетов страны – это режим самоизоляции, введённый в связи с пандемией коронавируса. Нужно понимать, что малый и средний бизнес, который больше всего пострадал от этих мер, – как раз основной источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований. Он приносит деньги муниципалитетам и в виде НДФЛ, и в виде налога на землю и других платежей, в том числе арендных платежей с муниципального имущества.

Поэтому введённые ограничения главным образом ударили по муниципальным бюджетам. Более того, те послабления, которые были даны бизнесу, в том числе освобождение по платежам за муниципальные помещения, также были сделаны в первую очередь за счёт муниципальных бюджетов.

В итоге для муниципалитетов эта ситуация превратилось, конечно, в очень серьёзную проблему. Многие сейчас уже не в первую итерацию, а даже во вторую вынуждены оптимизировать и максимально сокращать бюджеты, урезать всевозможные муниципальные программы. И сначала – те, что касались развития муниципалитетов, повышения их инвестиционной привлекательности. То есть муниципалитетам приходится выполнять текущие социальные обязательства и полномочия, поэтому они остаются, а всё, что касается будущего развития муниципалитетов и повышения их инвестиционной привлекательности, – всё это урезается. Этот удар многие муниципальные образования ещё почувствуют в будущем, когда сократится их инвестиционная привлекательность, и будут дальше падать доходы. То есть фактически они сейчас вынуждены убивать своё будущее и свои будущие доходы.

Муниципалитеты по-разному пытаются решить эту проблему. Конечно, в первую очередь это оптимизация, но есть и ещё два пути. Многие муниципальные образования сейчас консолидируются, пытаются потребовать, «выбить» из регионов дополнительные трансферты. Здесь возникает очень сложная политическая борьба, потому что региональный бюджет находится ровно в той же ситуации, они точно так же пострадали. По сути, регионам приходится так же оптимизировать свои бюджеты, у них огромные потери, трансферты из федерального бюджета им не помогают, и их потери не компенсируются полностью, поэтому регионы вынуждены делить с муниципалитетами последнюю дырявую рубашку. Её, конечно, на всех не растянуть.

Те муниципальные образования, которые могут это сделать, – занимают. Занимают много, займы оформляются огромные, и в будущем это ляжет на бюджеты муниципальных образований двойным грузом, потому что придётся эти долги обслуживать, выплачивать. Это очень серьёзно подкосит муниципальные образования в будущие годы. Причём не все муниципалитеты могут себе это позволить, и те, кто не могут выходить на долговой рынок, вынуждены просто сокращать бюджетные расходы, если им не помогают регионы.

В части спасения бизнеса мэры оказались в ловушке. У них нет реальных рычагов для того, чтобы помочь малому и среднему бизнесу, кроме снижения ставок аренды – это всё, что они могут сделать. Но при этом именно главы муниципалитетов приняли на себя основной удар раздосадованных, разъярённых предпринимателей и их работников, которые оказались без средств к существованию. В основном, мэры постарались просто спрятаться, затаиться и не отсвечивать в этот момент, потому что по сути что-то сделать, ответить они не могли.

Поэтому редко у кого находилась смелость выйти к людям и признаться честно, что у них просто нет рычагов, для того, чтобы решать эти проблемы. И они прятались, старались не высовываться. А некоторые мэры, конечно, занимали жёсткую позицию, достаточно агрессивную по отношению, в том числе, к руководству своих регионов, но таких было очень мало, потому что все прекрасно понимают, что трансферты из регионов потом могут и не прийти.

В целом, если говорить о последствиях пандемии, то, конечно, для муниципальных образований они только наступают и в будущем будут ещё более чем серьёзно отражаться и на доходах, и на расходной части, и на социальном самочувствии граждан. И всё это будет отражаться на позиции муниципальной власти. Я думаю, что осенью следующего года мы увидим, как недовольство людей вернётся обратно на выборах в различные муниципальные органы власти, в том числе и мэров. Мы увидим, как люди сформируют своё отношение на выборах, и скорее всего оно будет негативным по отношению к действующим мэрам.

Если говорить о других важных событиях, то, конечно, сейчас есть очень большой вопрос – непонимание тех изменений, которые были внесены в Конституцию в части единой системы публичной власти. Там, насколько я понимаю, упоминаются мэры, и сейчас, так как эта позиция не расшифрована в законодательстве, мэры ждут этих изменений. Но пока непонятно, что это будет, поэтому никакого беспокойства по этому поводу нет.

Вместе с тем, есть очень серьёзная проблема у муниципалитетов, которая в последние годы всё более усиливается. Это – давление и внимание к их работе со стороны правоохранительных органов. Кроме пресловутой коррупции на муниципальном уровне, которая есть, всегда была, и которую правоохранительные органы должны «вычищать», имеется и другая проблема: множество нестыковок в законодательстве и различных подзаконных актах. Из-за них мэры часто оказываются в ситуации, когда, какое бы решение они не приняли, в любом случае нарушат какой-то закон или подзаконный акт, и прокуратура в любом случае вынесет им представление. Такие случаи бывают очень часто, мэры порой не могут определиться, какой способ принятия решений вообще законный. Те мэры, которые не могут выкрутиться в этой ситуации, найти какой-то выход, становятся объектом внимания правоохранительных органов, и многие оказываются за решёткой по обвинениям, из которых очевидно, что проблема – не в них, не в их решениях, а в общей системе.

Поэтому очень сильно падает привлекательность позиции главы муниципального образования, особенно если речь идёт о первом уровне, то есть о низовом, поселенческом уровне. Никто не хочет идти на эту позицию без понимания того, какую пользу она ему принесёт, но зато все прекрасно понимают, что риски там огромные, и сесть можно в любой момент. Поэтому привлекательность корпуса глав муниципальных образований, в общем-то, достаточно серьёзно сейчас подточена и падает. Я думаю, что в будущем будет очень сложно находить кандидатов в мэры, особенно небольших поселений.

Первая группа рейтинга

Национальный рейтинг мэров (август-ноябрь, 2020) - часть 1

Ильсур Метшин вновь завоевал кресло мэра Казани. Это случилось в четвертый раз подряд, не явилось неожиданностью для экспертов и во многом обеспечило лидерство Ильсура Раисовича в «Национальном рейтинге».

В гордуме утверждение градоначальника поддержали 44 депутата из 48.

Руководство муниципалитета, в ознаменование происшедшего, озвучило стратегические задачи развития Казани на ближайшие пять лет: здоровый образ жизни граждан и повышение их доходов. В городе появятся шесть новых парков, также в столице Татарстана можно будет получить образование мирового уровня.

Эксперты указывают на международный авторитет мэра. Так, Ильсур Метшин, являющийся президентом консультативного комитета местных органов власти при ООН, дистанционно принял участие в форуме мэров Европейской экономической комиссии ООН-2020. Градоначальник рассказал европейским коллегам о работе общественного транспорта Казани, где каждая пятая машина работает на газе, а весь подвижной состав – низкопольный и достаточно новый: его средний возраст — 4,5 года.

Для Казани текущий год – рекордный по финансированию дорожных работ: при поддержке республики и федерального центра на эти цели выделено 14,3 млрд рублей. Общая площадь ремонта и строительства дорог – 1,8 млн кв. м. Уже отремонтировано 108 улиц и подъездных дорог, построено 4 км дорог, в том числе стратегически важные для города транспортные объекты — Большое казанское кольцо, дорога-дублер Горьковского шоссе.

Остаётся непростой ситуация с коронавирусом. Эксперты посчитали действия муниципальных властей адекватными. В городе действует мораторий на штрафы для предпринимателей, отменена плата за аренду земли под летние веранды, отстрочены платежи за аренду рекламных мест и т. п.

При этом наблюдатели весьма сдержанно оценили концепцию развития исторического поселения Казани, вынесенную мэром на общественное обсуждение. Желание городских властей удвоить количество жителей в историческом центре вызвало неприятие большинства экспертов.

Блогеры обнародовали информацию о наличии у мэра коллекции наручных часов общей стоимостью 120 млн рублей. Сообщение о высоком уровне благосостояния чиновников всегда вызывает негативную реакцию. Прокуратура Казани проверила соответствие расходов Ильсура Метшина его официальным доходам, а также доходам его семьи. Нарушений при этом выявлено не было.

Мэр Казани Ильсур Метшин возглавляет город уже 15 лет, и его положение, как одного из лидеров среди градоначальников России, вопросов у подавляющего большинства экспертов не вызывает. В «Национальном рейтинге» он по итогам рассматриваемого периода занял первое место.

Эксперты отслеживают трансформацию представлений Сергея Собянина (город федерального значения Москва) о коронавирусной ситуации в столице. В начале сентября он заявил, что второй волны эпидемии нет, Москва прошла пиковые значения. Затем кривая позиции градоначальника начала последовательно меняться от «динамика минимальная» и «ситуация стабилизировалась» до «динамика растёт» и «рост заболеваемости в Москве очень большой», а затем – снова по нисходящей до заявления 20 ноября, что «победа над пандемией коронавируса близка». Постоянным было только мнение Сергея Собянина, что пандемия наносит огромный ущерб бюджету Москвы. Наблюдателям стало известно о распоряжении Сергея Собянина префектурам умерить аппетиты, поскольку бюджетное финансирование будет сокращаться. В то же время среди экспертов продолжает оставаться популярной идея, что Москва вполне может обойтись, например, без затратной ежегодной перекладки тротуарной плитки и бордюров.

Мэр Москвы внёс в Мосгордуму проект бюджета на 2021-2023 годы. Он сформирован с учётом влияния пандемии на бюджетную систему города и предполагает восстановительный рост в 2021-м. Власти столицы гарантируют, что выполнят социальные обязательства, а также выделят дополнительные средства на противодействие COVID-19.

Некоторые эксперты убеждены, что жителей всё больше раздражает прессинг масочно-перчаточного режима. Чаще стали звучать обвинения в адрес мэра в создании под предлогом борьбы с пандемией «тоталитарно-цифровой» модели управления и превращения мэрии в спецслужбу.

Важной вехой рассматриваемого периода явилось 10-летие нахождения Сергея Собянина на посту мэра столицы. Эксперты в числе позитивных моментов, характеризующих деятельность мэра, отмечают развитие метрополитена, технологичный управленческий стиль, вложения в благоустройство, развитие современных методов информирования и обслуживания населения. Однако отмечается и устойчивость ряда негативных трендов в руководстве столицей. Приводятся социологические данные, свидетельствующие о снижении популярности Сергея Собянина, прежде всего, среди коренных москвичей.

В экспертных кругах обсуждается усиление на федеральном уровне позиций премьер-министра Михаила Мишустина, в том числе, за счёт снижения влияния Сергея Собянина. Так, позиции московского мэра ослабили недавние отставки федеральных министров строительства и природных ресурсов.

В итоге московский мэр утратил лидерство в «Национальном рейтинге», перейдя на вторую позицию в исследовании.

Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербург) оказался перед одним из самых серьёзных вызовов за карьеру градоначальника: город бьёт рекорды по COVID-19. Руководство Минздрава РФ побывало в Санкт-Петербурге для организации поддержки в борьбе с инфекцией. В ноябре Александр Беглов констатировал необходимость ужесточения ограничений и высказался в том плане, что ресурсы отрасли здравоохранения не безграничны. Специалисты

опасаются, что больничных коек может не хватить. Сложившейся ситуацией вряд ли может быть удовлетворён федеральный центр.

Некоторые наблюдатели утверждают, что судьба Александра Беглова сегодня – в руках медиков: его перспективы будут зависеть от того, насколько эффективно они смогут противостоять эпидемии.

Часть экспертов акцентируют внимание на конфликте мэра с руководством Заксобрания. Градоначальник заявил о необходимости снижения затрат в связи с ожидающимся ростом бюджетного дефицита. Александр Беглов считает, что нужно, в частности, ограничить использование депутатской поправки, в рамках которой депутаты могли финансировать нужды своего округа. А петербургский парламент инициировал запрос главе города по поводу проекта нового жилого комплекса с подземной парковкой на набережной реки Карповки, 27. Депутаты сочли, что проект нарушает права местных жителей, а также не отвечает задаче сохранения исторического облика Санкт-Петербурга. Эксперты отмечают, что строительство предполагается в Петроградском районе, который считается зоной привилегированных интересов председателя Закса Вячеслава Макарова. При этом формально-церемониальные приличия соблюдаются. Так, градоначальник и спикер Заксобрания Санкт-Петербурга скоординировали планы деятельности на следующий парламентский год, а Александр Беглов вручил Вячеславу Макарову орден Александра Невского за большой вклад в развитие парламентаризма.

Довольно странно, по мнению экспертов, выглядело вручение Александром Бегловым ордена Почета «за большие заслуги перед государством» главе городской избирательной комиссии Виктору Миненко, которого на следующий же день градоначальник уволил. Глава ЦИК Элла Памфилова ещё за два месяца до того в очередной раз выразила недоверие горизбиркому и потребовала его самороспуска. Формальной причиной назывались дополнительные выборы депутатов Закса Санкт-Петербурга, которые не состоялись, как считает председатель ЦИК, по вине избиркома северной столицы. Некоторые аналитики считают, что «гонения» на горизбирком связаны с планами на грядущие выборы в Госдуму: Виктор Миненко был не способен обеспечить должный уровень легитимности выборов в нижнюю палату парламента.

В основном позитивно была воспринята «защита» Александром Бегловым малоразмерных торговых точек, расположенных в жилых домах и торгующих алкоголем, – с предложением их закрыть выступил один из депутатов Заксобрания. Действительно, розничная торговля алкоголем доставляет неудобства многим жителям. Однако эти заведения стали едва ли не достопримечательностями, изюминкой северной столицы. И Александр Беглов выступил против запрета: многие эксперты посчитали, что градоначальник пошёл навстречу малому бизнесу, поскольку нуждается в его поддержке и одобрении.

Противоречивые, но, главным образом, положительные оценки экспертов продолжало получать строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), но в целом негативных мнений о работе Александра Беглова в рассматриваемый период было достаточно много, и он ухудшает своё положение в «Национальном рейтинге».

Ульфат Мустафин, возглавлявший на протяжении двух лет город Уфу, скончался в результате осложнений от вируса COVID-19. Покойный был членом команды главы республики и, по словам самого Радия Хабирова, его близким другом.

Временно исполняет обязанности градоначальника Радмил Муслимов, только 22 сентября назначенный и. о. первого заместителя главы городской администрации (ранее он возглавлял управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений мэрии).

В прогнозах относительно преемника Ульфата Мустафина недостатков нет. Одни эксперты считают главным претендентом Ратмира Мавлиева – главу Нефтекамска, отец которого – крупный бизнесмен. В качестве возможных кандидатов называют также главу администрации города Салавата Игоря Миронова, главу Сибая Рустема Афзалова и заместителя руководителя администрации главы республики Рината Баширова. В кулуарах обсуждается также кандидатура Сергея Грекова – бывшего депутата Курултая по Стерлитамакскому избирательному округу от партии «Единая Россия».

Достаточно распространено мнение, что Уфу возглавит не политик и административный управленец, а, скорее, хозяйственник. В любом случае, заняв пост, этот хозяйственник превратится в фигуру политическую: должность мэра Уфы – города-миллионника и главного донора бюджета – всегда была ключевой в политической иерархии республики. Наблюдатели сходятся только в том, что это будет полностью лояльный главе Башкорт*остана человек, входящий в его ближний круг. Если, тем не менее, борьба за кресло градоначальника Уфы окажется острой и, в свете грядущих выборов в Госдуму, выйдет в публичную плоскость, серьёзно пострадают интересы главы региона.

Имидж городских властей подорвал скандал с арестом начальника отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации Уфы Рустама Тухватуллина и его заместителя Азата Шаяхметова. В их отношении возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на получение взятки группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере». Погорели чиновники на попытке корыстного покровительства при строительстве в Уфе гостиницы.

Претензии к муниципальному руководству породило игнорирование им ковидной опасности в ходе празднования Дня города, совмещённого с Днём республики Башкортостан. Концерт, на котором выступала группа ДДТ, собрал, по некоторым оценкам, около 50 000 человек. При этом, как сообщали наблюдатели, многие зрители были без масок, и ни о какой социальной дистанции речи не шло.

Радмил Муслимов, учитывая поступающую из Уфы информацию и большое количество потенциальных кандидатов на пост мэра, опускается, по сравнению со своим предшественником, в «Национальном рейтинге». Многие эксперты считают его сугубо технической фигурой, призванной обеспечить транзит муниципальной власти.

Эксперты отмечают резкий рост межэлитной напряженности в Тамбове. В городе произошла смена мэра – кресло градоначальника занял Максим Косенков.

Турбулентность в муниципальной политической среде началась с поражения «Единой России» на сентябрьских выборах в гордуму – 26 из 36 мест получила партия «Родина». При этом двое депутатов-«родинцев» лишились мандатов по решению горизбиркома, в том числе и Дмитрий Кислинский, которому прочили кресло спикера. Многие наблюдатели не считают проигрыш партии власти результатом стихийного голосования: по их мнению, имела место недооценка обладминистрацией эффективности работы «Родины» с электоратом.

На первом заседании муниципальные депутаты согласовали назначение врио главы города Тамбова Максима Косенкова, хотя ряд экспертов были убеждены, что исполнять обязанности градоначальника назначат более компромиссную фигуру, которая устроит и городские элиты, и губернатора Александра Никитина, чьё переизбрание на второй срок оказалось омрачено триумфом «Родины». В итоге глава региона сам рекомендовал назначить исполняющим обязанности мэра Тамбова Максима Косенкова. Достаточно широко в экспертной среде распространено убеждение, что врио не сможет стать полноценным политическим актором, не зависимым от власти субъекта – у него возникают масштабные обязательства и ответственность, и он вынужден будет стать системным игроком, работающим в связке с региональной администрацией. Партия «Родина», позиционирующая себя пропрезидентской, с назначением Максима Косенкова, как полагали эксперты, окажется жёстко встроенной в структуру местной власти, а сам врио мэра будет обязан подчиняться принятым правилам игры, не допуская вольностей. В противном случае его ожидает конфликт не только с региональным, но и, почти наверняка, с федеральным уровнем власти. Таким образом, Максим Косенков будет лишь номинально самостоятельной фигурой на посту главы муниципалитета, как это и происходит в большинстве регионов.

Кроме того, по сообщениям экспертов, Максима Косенкова ожидают сложности при попытке сменить статус «врио». Он уже возглавлял администрацию Тамбова с 2005 по 2008 годы, но был задержан по подозрению в похищении человека и злоупотреблении должностными полномочиями.

Из девяти с половиной лет лишения свободы, назначенных судом, он отбыл пять. Должность мэра – выборная (пусть его выбирают депутаты, а не все граждане), а значит, Максим Косенков, осуждённый по особо тяжкой статье УК РФ, лишён возможности претендовать на неё. Наблюдатели сообщают, что сейчас он пытается добиться отмены приговора, заявляя, что «решит вопросы» с судимостью. Получится ли это у него – большой вопрос, полагают эксперты.

После назначения врио мэра совершил ряд ритуальных действий, призванных продемонстрировать его включённость в городскую проблематику: Максим Косенков проверил благоустройство дворов, поручил провести инвентаризацию зданий в исторической части города, проинспектировал ход дорожных работ и поручил наладить обратную связь с горожанами.

Тем временем одно из первых решений, принятых «Родиной» в городском парламенте, вызвало негативный резонанс: депутаты проголосовали за повышении тарифа на водоснабжение в Тамбове на 6,3%.

А под конец рассматриваемого периода победившая на выборах партия «Родина», довольно неожиданно для наблюдателей, лишилась большинства в гордуме Тамбова: по решению лидера реготделения партии Максима Косенкова 15 депутатов-одномандатников покинули фракцию «Родина», образовав внефракцинное объединение: продекларировано, что в планах объединения – «заниматься хозяйством, а не политикой». Ряд экспертов предположили, что партия была нужна Максиму Косенкову только как трамплин и инструмент для того, чтобы занять мэрское кресло.

В то время, как доминирующей тенденцией в городском управлении России последних лет стало единоначалие, в Калининграде пошли другим путём. Там депутаты (с подачи руководителя региона) проголосовали за разделение полномочий главы города и главы городской администрации. Эксперты восприняли данную коллизию без восторга, усмотрев в ней попытку Антона Алиханова окончательно забрать под свою руку «всё и вся», административно разделив и без того ослабленную и обездоленную муниципальную власть.

На волне этого события подал в отставку последний на сегодня «объединённый» мэр Калининграда Алексей Силанов. Несмотря на его урезанные донельзя в пользу областных структур полномочия, большинство экспертов относились к нему вполне лояльно и уважительно.

Сначала в статусе врио, а потом уже в ноябре с. г. полноценным мэром (сити-менеджером) стала Елена Дятлова, всего за 10 дней до отставки Алексея Силанова перешедшая в муниципальную структуру. Ранее она возглавляла региональное министерство развития инфраструктуры.

Большинство экспертов «Национального рейтинга» полагают, что вся «операция» с её назначением была спланирована заранее, причём городские власти и элиты не были об этом проинформированы. Во всяком случае, Андрей Кропоткин, получивший «вторую голову» расчлененного МСУ (он занял пост главы города), накануне отставки Андрея Силанова публично уверял, что последний доработает до конца полномочий, то есть до сентября 2021 года.

Александр АСАФОВ

Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»

В Москве, как и во многих других мегаполисах мира, конечно, все новости этого исследуемого периода связаны с коронавирусом. В 2020 году не очень много других новостей. Тем не менее, что изменилось?

Ситуация с коронавирусом от 700 заболевших человек в день в августе дошла почти до 7 000 в ноябре. Какова реакция?

Полученный Москвой в первый период пандемии непростой, часто горький опыт, связанный, в том числе, и с гибелью врачей на рабочем месте, несмотря на летнее смягчение, дал возможность многое реализовать в сфере здравоохранения. И временные госпитали, и мобилизация врачей – это осталось, не было переформатировано обратно. То, что эти ресурсы не были распущены или переформатированы под другие задачи, во многом помогло избежать жёстких последствий, с которыми столкнулись этой осенью другие столицы.

Мы видим, что экономика не закрывается. Она испытывает ограничения, но город работает, инфраструктура работает, предприятия работают, хотя, конечно, не все – ограничения в последнее время коснулись ночных клубов и ночных заведений. Был, безусловно, использован международный опыт по организации входа в места массового скопления людей – в первую очередь те самые ночные клубы, а потом уже административные здания – для того, чтобы разорвать цепочки инфицирования.

Сейчас сложно говорить о каких-то достижениях, связанных с ростом инвестиционной привлекательности, с увеличением строительства жилья, поскольку ситуация понятная. Но, тем не менее, в качестве достижения столичных властей можно назвать усилия по борьбе с коронавирусом: несмотря на серьёзную ситуацию, удаётся сохранить и экономику, и здоровье, и жизни людей.

Стоит отметить усилия по массовой вакцинации от гриппа и по пострегистрационному этапу тестирования вакцины от коронавируса. Судя по всему, Москва будет первой широко применять и вакцину «Спутник V», и вакцину «Вектор», когда она выйдет на какие-то мощности. И, конечно, в этом тоже заслуга мэра города Сергея Собянина, который оказался в России на передовой войны с коронавирусом.

Надо упомянуть и меры, предпринятые в экономике, по помощи бизнесу, различные льготы для незащищённых групп населения.

Часто Собянину ставят в вину, что не услышаны просьбы людей не вводить уже набивший всем оскомину тотальный перчаточно-масочный режим. Но, несмотря на негативное восприятие обязательности ношения перчаток и масок многими людьми, меры, которые были применены, в первую очередь, к нарушителям режима, а также к различным предприятиям, меры, которые могут показаться жёсткими, всё равно показывают свою эффективность.

Доказано, что в этом есть смысл, так как уменьшается вероятность заражения, или инфекция переносится в гораздо более лёгкой форме. И тот самый опыт Москвы с внедрением широкого тестирования ПЦР и ИФА, всё это, конечно, оценено регионами, и во многом эта практика пошла в регионы, будучи модифицирована с учетом региональной специфики.

Судя по проекту бюджета (сейчас обсуждаются его основные параметры), мэр поставил в приоритет его социальную направленность. Несмотря на понятное падение доходов в силу экономического и коронавирусного кризиса, социальная доля бюджета увеличена. В прошлом году это был 51%, а в этом – 56% без учёта дополнительных трат, например, выделения денег на вакцинирование жителей города от коронавируса (порядка 10 млрд рублей).

Но, безусловно, период сложный, и многое будет оценено как решения непопулярные, но они во многом вынужденные. Конечно, где-то, наверное, были и ошибки, поскольку история с пандемией для всех новая. Если сравнивать с другими городами России – хотя тут всегда звучит справедливый упрёк, что Москва – более ресурсный город в силу столичного статуса и в силу размера, – но, тем не менее, и по показателям заболеваемости, и по сохранению экономической динамики, и по безработице Москве многое удалось значительно лучше. И здесь столичный масштаб, напротив, создавал определенные трудности в оперативности повсеместного применения принятых решений и контроля за ними.

Действительно, Москва вынуждена прибегнуть к внешним заимствованиям. Дефицит – порядка полутриллиона рублей. Но сейчас эта ситуация мне кажется абсолютно нормальной, учитывая снижение доходности по ряду направлений. И в отличие от некоторых регионов, которым сложно будет найти средства под гарантии в силу не очень понятной структуры доходов в будущем, Москва вполне с этим справится.

Андрей ШУКЛИН

Политолог, философ, член Общественной палаты Тюменской области

Деятельность мэра Руслана Кухурука знаменательна сегодня тем, что всё население города Тюмени, общественность, все включены в процесс обсуждения общественных пространств. Создаются специальные площадки, на которых люди могут дискутировать, выступать с предложениями. Когда случилась пандемия, власть быстро адаптировалась, эти площадки были переведены в онлайн формат, никуда не делись. В итоге обсуждений достигается консенсус, вырабатываются компромиссные решения, и мы видим, что в результате этого диалога все проблемы трансформируются в совместные проектные решения в конструктивном ключе.

С наступлением пандемии власть была гибкой, адаптивной, максимально быстро была организована дезинфекция подъездов, и все пространства были оперативно изолированы, когда начался период самоизоляции. Власти города сработали оперативно. В то же время мы были свидетелями появления новых альтернатив обеспечения общественной жизни в городе: например, летних веранд – так среагировал общепит, столики были вынесены на улицу. Все конференции и дискуссионные площадки были перенесены в zoom. В то же время была организована система здравоохранения в городе, когда можно было обратиться в любую поликлинику и спокойно пройти через фильтр.

В городе очень ревностно следили за соблюдением масочного режима – в общественном транспорте, во всех заведениях общепита, торговли, в административных зданиях, везде стояли санитайзеры, а в административных зданиях была организована термометрия, она есть до сих пор.

В целом меры по противодействию коронавирусу со стороны мэра Кухарука можно признать успешными, он принимал и принимает активное участие в работе оперативных штабов. Был принят целый пакет муниципальных мер, целый пакет поддержки. Это, например, и поддержка бизнеса, и послабление налоговых платежей, и аренда, и субсидии перевозчикам, серьёзный пакет мер в градостроительной и рекламной сферах. В то же время мэр проводил постоянные выездные совещания, в плановом режиме велось строительство дорожного полотна, озеленение общественных пространств. То есть, всё, что было запланировано – всё выполнялось.

Одновременно велась масштабная разъяснительная работа с населением: почему инфекция опасна, как с ней бороться, и люди стали с пониманием к этому относиться, никаких эксцессов по этому поводу в Тюмени не возникало.

Таким образом была подготовлена благоприятная почва для проведения голосования по поправкам в Конституцию, где Тюмень показала очень хороший процент явки, потому что была проведена информационная работа, были созданы все условия на участках, обеспечены все меры безопасности. Как итог – люди потянулись на участки, хотя традиционно города у нас в плане явки проседают, но мэр Тюмени убил эту социологическую интригу.

Основным из институтов укрепления доверия горожан власти является портал «Тюмень – мой дом». Это сайт, на который любой человек может зайти, написать вопрос, не выходя из дома, и в течение ближайшего времени по любому городскому вопросу ему дадут развёрнутый аргументированный ответ, а решение этой проблемы будет поставлена на контроль. Этим информационным инструментом жители Тюмени активно пользуются, доверяют ему, потому что это очень удобно и хорошо, когда не надо идти в администрацию и записываться на приём, пробиваться – всё можно сделать нажатием кнопки, на обращение оперативно отреагируют.

Конечно, мы идём по пути цифровизации. Если во многих городах стоит вопрос о переходе на безналичную оплату в общественном транспорте, то Тюмень в этом плане шагнула далеко вперёд, разработав приложение, где можно отслеживать движение городского транспорта по маршрутам, смотреть расписание, видеть, какой автобус, к какой остановке подходит, и в какое время. В Тюмени курсирует аэроэкспресс от аэропорта Рощина, он ездит и ночью.

Аналогичным образом, через мобильное приложение, организован в Тюмени и велошеринг. Найти оранжевый велосипед для проката можно в популярных местах отдыха тюменцев и бесконтактным способом взять его на время.

Все, что предлагает администрация Тюмени — удобно, комфортно и отвечает современным тенденциям развития города и запросам его жителей. Мэр работает — горожане довольны.

Илья ВЕРХОВСКИЙ

Политолог, директор Научно-образовательного центра «Югра-социум», эксперт Изборского клуба

Главу города Ханты-Мансийска можно отнести к пулу успешных управленцев муниципалитетов Югры, которые «сделали себя сами». По своему подходу к управлению столицей Югры он – прагматик и рационалист, по поколенческому политическому коду – технократ постсоветской эпохи. Воспринимает город как вверенную ему территорию, как её хозяин. Имеет, в отличие от многих градоначальников, собственную идеологию: «Ханты-Мансийск – город комфортной жизни», в связи с чем активно модернизирует городскую среду (новые современные микрорайоны в пригородных территориях, «умные квартиры», «умные остановки» – в рамках проекта «Умный город», реализуемого совместно с ГК «Росатом», и т. д.).

В чём-то Ряшин воспроизводит моноидею «народного губернатора Югры» девяностых – нулевых Александра Филипенко: «Жители региона, наполняющие нефтяными деньгами бюджет страны, должны иметь право на свои театры, филармонии и биатлонные центры», но – в масштабе города и с иными «модернистскими» акцентами (расширение города, использование ультрасовременных технологий).

Город при Ряшине вновь стал развиваться. Он анализирует запросы населения города, старается планомерно их реализовывать. Так, несколько лет назад была актуальна проблема нехватки мест в детских садах – сегодня проблема закрыта полностью; ещё в прошлом году люди жаловались на качество устаревших автодорог – проведён масштабный ремонт всех дорог города; в городе масса велосипедистов, но им негде ездить – к нынешнему моменту проложена велотрасса длиной в двадцать километров с местами отдыха и клумбами.

Главная лакуна на сегодня – отсутствие мест досуга молодёжи в Ханты-Мансийске, решение её сейчас обсуждается общественностью в контексте строительства и открытия к концу года арт-резиденции.

Ряшин умело выстроил коммуникацию как с городскими элитами, так и с коллегами по управлению муниципалитетами. Вообще тема местного самоуправления – это персонально его тема: в феврале 2017 года он избран заместителем председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». 19 августа 2019 года указом президента России вошёл в обновлённый состав Совета при президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. В марте 2020 года вошёл в обновленный состав правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

Кроме того, у мэра Ханты-Мансийска прекрасные отношения с губернатором Югры Натальей Комаровой, что для главы столицы Югры является во многом взаимовыгодным стратегическим партнёрством. В городе также была на редкость удачно проведена кампания по голосованию за поправки в Конституцию РФ: и явка, и поддержка поправок – оба этих показателя в окружной столице превысили 90%.

Виктор САПРЫКА

Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)

После ухода с должности губернатора Евгения Савченко, который управлял Белгородской областью 27 лет, и при отсутствии врио губернатора глава областного центра Юрий Галдун стал наиболее значимым представителем региональной элиты. Несмотря на ухудшение ситуации с COVID-19 в Белгородской области, как и во всей стране, в городе реализуется ряд преобразований, которые касаются и поддержки бизнеса, и решения текущих городских проблем. В частности, поднята проблема транспортной концепции города, которая реально волнует большинство белгородцев. Однако жители города неоднозначно отреагировали на изменения транспортной системы. Так, в социальных сетях, которые так любит использовать белгородский градоначальник, разгорелась нешуточная дискуссия об эффективности проведённых изменений. Больше всего горожан волнуют проблемы личного транспорта, не являющегося приоритетом в проводимой реформе для мэра Юрия Галдуна, что вызывает значительный негатив у автовладельцев, которые не готовы в период пандемии менять личный транспорт на общественный.

Стоит отметить, что проводимая реконструкция Центрального парка культуры и отдыха г. Белгорода переросла в политическое противостояние со сторонниками коммунистической идеологии. Памятник Владимиру Ленину был демонтирован в парке, а в сентябре городской глава сообщил, что памятник не подлежит восстановлению, чем вызвал резкую критику депутатов городского совета от фракции КПРФ. В настоящее время деньги на восстановление памятника собираются на краудфандинговой платформе, и за полмесяца собрано 16% от необходимой суммы.

Общественная жизнь г. Белгорода в условиях пандемии постепенно переходит в цифровую среду. Так, имея большой отклик в социальных сетях, мэр забывает об Общественной палате г. Белгорода, которая не собиралась практически год. В любом случае недавно назначенному врио губернатора Вячеславу Гладкову необходимо будет выстраивать конструктивный диалог с белгородским главой для будущей победы в предстоящих выборах.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

За рассматриваемый период глава Белгорода Юрий Галдун не отметился ни управленческими и политическими провалами, ни особыми достижениями. Единственное, что можно отметить в его деятельности, – оперативную реакцию на сформировавшиеся среди горожан слухи о дефиците противовирусных препаратов в аптеках города. Галдун достаточно оперативно реагировал на ситуацию, проверял информацию и выступал с заявлениями, опровергающими слухи. Поэтому в целом его позиции можно считать неизменными.

Однако многие эксперты сейчас обсуждают будущее Галдуна на посту главы Белгорода в связи с назначением врио главы Белгородской области Вячеслава Гладкова.

Думаю, эти обсуждения на данном этапе не имеют смысла. Гладков и в Севастополе, и в Ставрополе показал себя руководителем, который не принимает поспешных решений и вряд ли будет менять в ближайший год вполне успешного руководителя, справляющегося со своими обязанностями. При этом Гладков, благодаря своему опыту, прекрасно разбирается в работе муниципалитетов и наверняка будет тщательно оценивать работу Галдуна, наблюдая за ней. И если Галдун не будет справляться со своими обязанностями, то в будущем Гладков может поставить вопрос о поиске более достойной кандидатуры на место главы Белгорода.

Таким образом, можно говорить, что отношения между Гладковым и Галдуном – абсолютно типичные и рабочие, и между ними в ближайшем будущем не прогнозируется каких-то конфликтов, а у Галдуна более чем достаточно времени показать новому руководителю региона свою эффективность.

Алексей ЖВАЛЕВ

Политический консультант, политтехнолог. Ведущий аналитик Института региональной экспертизы

2020 год в Петербурге, как и практически во всем мире, во многом оказался определён пандемией коронавируса. Второй по численности населения город России столкнулся с серьёзными вызовами, и именно сквозь призму этой ситуации следует оценивать действия Александра Беглова.

В актив губернатора можно записать то, что удалось обойтись без серьёзных провалов в области здравоохранения. В ходе первой волны эпидемии, весной, городские службы сумели справиться с резко возросшей нагрузкой, несмотря на то, что времени на подготовку практически не было. В итоге были развернуты дополнительные места для заболевших (в частности, госпиталь в Ленэкспо), больницы оперативно переориентировались на прием пациентов с COVID.

Нельзя сказать, что обошлось без скандалов в публичном поле. Одним из заметных конфликтов стала ситуация вокруг руководства госпиталя ветеранов войн. Также постоянно возникали вопросы к наличию достаточного количества СИЗ у врачей, необходимых лекарств в лечебных учреждениях и т. д. Тем не менее, учитывая чрезвычайность ситуации, можно сказать, что имеющиеся проблемы не были критическими, и руководству города удалось успешно пройти через первую волну эпидемии как с точки зрения организации процесса, так и с точки зрения работы с общественным мнением.

Помимо ситуации с эпидемией, необходимо отметить попытки городской власти сдвинуть с мёртвой точки ситуацию со строительством метрополитена. К сожалению, пока видимых результатов на этом направлении не заметно – очевидно, что пока действия предпринимаются в области кадровых решений. Насколько эти решения удачные – покажет время.

Также в процессе реализации крупный инфраструктурный проект – строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), который продолжает вызывать неоднозначные оценки жителей города. Запуск проекта – серьезный шаг для руководства Санкт-Петербурга, и можно не сомневаться, что предстоящее строительство будет оказывать влияние на городскую повестку в ближайшие несколько лет.

В вопросах городской политики продолжается противостояние городской администрации и парламента Санкт-Петербурга, постепенно нарастающее по мере приближения выборов в Государственную думу и Законодательное собрание города. 2020 год не выявил явного преимущества какой-либо из сторон, и, вероятно, все основные события произойдут уже в 2021 году.

Дмитрий НЕЧАЕВ

Политолог, профессор, председатель экспертного совета «Института политического анализа и стратегий»

Определённо: позитивные итоги у главы воронежского муниципалитета есть, хотя есть и трудности, с которыми сталкивается и над которыми работает наш мэр. Начнём с позитива.

Во-первых, произошло кардинальное изменение направленности действий исполнительной власти города. Направленность приобрела технократический характер. В первую очередь это обусловлено тем, что в 2018 году мэр города был не избран всем населением, а утверждён депутатами Воронежской городской думы. В 2020 году чётко прослеживается, что в связи с этим избранием глава администрации городского округа город Воронеж (именно так звучит должность Вадима

Кстенина) ориентируется в своей деятельности на технократические аспекты. Вадим Кстенин буквально вышел из политического процесса.

Характерный пример: в сентябре этого года проходили выборы депутатов Воронежской городской думы. Было бы логично, что мэр города, глава исполнительной власти, должен сформировать свою депутатскую группу с «Единой Россией» или без «ЕР», но он этого не делал, концентрируясь исключительно на технократической работе. У Вадима Кстенина нет ни одного депутата, которого можно было бы назвать «человеком мэра», который представлял бы интересы главы исполнительной власти города. То есть содержание деятельности главы ГО город Воронеж является сугубо технократическим.

Анализируя деятельность Вадима Кстенина за истекающий год, можно с высокой долей вероятности утверждать, что его ключевой стратегией развития города является стратегия малых дел. В названии «стратегия малых дел» нет негативной критической коннотации, а есть осмысленное ощущение, что мэр города не берёт на себя крупных проектов. Он занимается развитием города, реализуя конкретные дела, небольшие проекты, не претендующие на глобальность. Плохо это или хорошо – вопрос вкуса. Но Вадим Кстенин позиционирует себя именно так. За прошедший год в городе-миллионнике Воронеже отремонтировали один из больших мостов – это была идея Вадима Кстенина. Ряд вопросов, связанных с благоустройством – качественный ремонт дорог, приобретение новых автобусов, более экологичных и комфортных, – также укладываются в стратегию малых дел. Стоит признать, что администрация ГО город Воронеж работает по принятой и утверждённой городской думой стратегии. Но Вадим Кстенин, мэр-эстет, концентрируется на комфорте и удобстве горожан, считает, что население заметит такие изменения и поддержит его в этих вопросах. «Планов громадьё» – это не для него, а вот за небольшие, но видимые проекты он берётся и реализует их. Медиа-сообщество, эксперты и активная часть населения это видят. Оправдана ли его стратегия – покажет время.

По сравнению с другими градоначальниками последних 20 лет, Вадим Кстенин предпочитает не вести политическую борьбу с другими региональными политическими акторами. Он дружен с губернатором, и Александр Гусев выделяет достаточно серьёзные областные ресурсы для развития города. Можно сказать, что из всех органов МСУ именно Воронеж является приоритетом для губернатора. Вадим Кстенин поддерживает добрые деловые отношения со всеми центрами влияния в субъекте, со многими крупными бизнес-представителями, и это позволяет городу развиваться мирно, а не в условиях конкурентного политического процесса. Этот мирный период очень характерен для мэра и для 2020 года. Это заметно и позитивно влияет на развитие города.

Бурные конкурентные политические процессы в нашем регионе идут, но помимо мэра Вадима Кстенина, он в этих политических битвах не участвует, концентрируя свои усилия и ресурсы на определённых участках городского развития.

Константин КУЗЬМИНЫХ

Экономист. Политолог. Эксперт Агентства стратегических инициатив (г. Уфа)

Надежда на идеального мэра с высокоморальными принципами, который может войти в историю народным, к сожалению, мала, так как выбор в современном капиталистическом мире завязан на выгоду лоббистов.

В регионах есть убеждение, что идеальная кандидатура на пост мэра – это руководитель, ведущий хозяйственные дела города. В современной же социально-экономической ситуации просто хозяйственником быть мало.

Современный мэр – это не только тот, кто эффективно тратит и собирает городскую казну на благо уфимским жителям. Важно, чтобы он умел консолидировать в себе качества не только завхоза и лидера общественного мнения, но и профессионального менеджера, интеллектуально подкованного коммуникатора, видящего проблемы и слышащего горожан. Достойно представлял столицу Башкирии на российском и международном уровнях. Умел видеть дальше, чем остальные, и работал на перспективу.

Хорошо бы, чтобы будущий мэр разбирался в социальных приоритетах и предпринимательских схемах и при этом не поддавался на нечистоплотные экономические предложения от интересантов. Также жители республиканского мегаполиса надеются, что с новым мэром идея возрождения общественного электротранспорта останется актуальной.

Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО

Политолог

Мэрская повестка в отчетный период была ограничена болезнью У. Мустафина и его смертью от последствий ковид-19. Поэтому в этой ситуации целесообразно говорить о действиях республиканской власти в целом и возможных назначениях другого главы администрации Уфы.

Сейчас инсайдеры в Башкирии считают, что на пост мэра Уфы претендует два человека – Р. Баширов (первый зам администрации главы республики) и предприниматель С. Греков, который хорошо знаком главе Башкирии. Предпочтения отдается скорее второму кандидату, однако окончательного решения пока нет.

В Уфе пока работает и.о. главы администрации, однако это, очевидно, временная фигура. Координация работы идет через башкирский Белый дом. Ситуация привычная и вписывается в республиканскую вертикаль власти. Тем не менее, смерть мэра Уфы и близкого соратника Р. Хабирова У. Мустафина больно ударила по главе Башкирии. Основная повестка республиканского управления – антиковидная. Нужно отметить, что в целом республиканские власти показывают неплохое качество антиковидной политики: строится второй ковидный госпиталь, а Башкирия и Уфа не фигурирует в отчетах Минздрава и Роспотребназдора, которые указывают на недоработки регионалов.

В целом управляемость городом высокая. Этой осенью власти проводили масштабные работы по ремонту и строительству дорог в Уфе.

Другим значимым элементом управления в Башкирии является ситуация с «Башкирской содовой компанией». Р. Хабиров обьявил, что Башкирия не будет подавать самостоятельный иск о возврате акций компании. Это означает, что позиция республики солидаризирована с федеральной властью, которая решит вопрос о будущих владельцах предприятия. Впрочем, думается, доля республики в этом предприятии окажется неизменной.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»

Алексей Копайгородский после выборов в Сочинское горсобрание внешне укрепил свои позиции. 37 из 50 избранных депутатов – «единороссы» плюс лояльные властям самовыдвиженцы. Спикером горсобрания практически единогласно переизбран Виктор Филонов, что стало показателем баланса между «старыми» и «новыми» элитами в городе.

Город ведь сейчас в фокусе особого внимания федерального центра, о чём говорят все недавние решения. В частности, одобрение Минтрансом РФ проекта строительства платной трассы «Джубга-Сочи» до границы с Абхазией. Плюс решение о придании ОЦ «Сириус» статуса федеральной территории.

Если первый проект и гарантирует Копайгородскому повышение статуса, то второй – напротив, ведь от Сочи отчленяется самая инвестиционно-привлекательная часть. При этом Копайгородский сразу после выборов нового горсобрания не побоялся анонсировать несколько территориальных проектов, которые явно могут нарушить хрупкий внутриэлитный баланс.

Это, в частности, разработка и принятие нового «Генерального плана» (который, между прочим, станет ещё и самым дорогим в истории Краснодарского края – более 100 млн рублей). Ведь Копайгородский уже заявил, что одна из задач нового генплана – высотные ограничения, а также расширение «полосы отчуждения» у побережья. Причём глава в этом вопросе заручился поддержкой губернатора Кондратьева.

Да, собственно, не просто заручился. Понятно, что этот вопрос – сугубо губернаторский, а мэр тут будет играть лишь роль «приводного ремня». При этом, плотно взявшись за градостроительную отрасль, Копайгородский рискует получить настоящую войну со стороны местных элит, кланов и групп влияния, признаки которой уже прослеживаются. Вот о том, кто окажется в выигрыше, а кто – в проигрыше, пока говорить сложно. Очевидно одно: недовольных будет много.

Максим ВАСИЛЬЕВ

Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Виктор Карамышев, мэр города Курска, по моему мнению, постепенно укрепляет свой имидж. Наблюдатели полагают, что на пользу имиджу мэра пошли шаги, демонстрирующие его открытость и готовность к диалогу с населением.

Градоначальник лично выезжает на проблемные точки в областном центре, которые указывают в интернете куряне.

Он призывал горожан оставлять в интернете комментарии с инициативами, которые помогут сделать город более безопасным и комфортным.

Мэр города и сам активно участвует в благоустройстве. Проводит субботники, на которых в Курске высаживают деревья, убирают территории от мусора и поросли.

Вся команда мэрии зарегистрирована в соцсетях – чиновники по поручению главы города реагируют на проблемы и пожелания горожан.

Закономерным выглядит и единодушное принятие отчёта главы города перед депутатами Городского собрания. Также на днях в Курске депутаты приняли бюджет города на 2021 год. По доходам он на 1,4% выше уровня ожидаемого поступления в текущем году. Бюджеты на 2022 и 2023 годы подготовлены без дефицита.

Важно и то, что бюджет 2019 года уточнялся семь раз, в результате изменений доходная часть выросла вдвое.

Мэр тесно контактирует с губернатором, посещая вместе с ним городские объекты. Виктор Карамышев заявил, что Курск подготовлен к зиме, увеличен автопарк снегоуборочной техники на 30% по сравнению с прошлой зимой.

Виктор Карамышев активно поддерживает решения руководителя области в борьбе с коронавирусом. В городе ужесточён масочный режим. Ежедневно сотрудники администрации города совместно с правоохранителями проводят рейды по торговым центрам, кафе, ресторанам, в общественном транспорте.

Эксперты сообщают, что большинство горожан положительно относятся к благоустройству дворовых и общественных территорий. За текущий год муниципальные власти благоустроили 51 двор. Новый асфальт уложен на 47 улицах.

Однако в рассматриваемый период были и негативные оценки. Проблемы с благоустройством Театральной площади и излюбленного места отдыха курян, Ермошкина озера, не добавили баллов градоначальнику. Подрядчик, работавший на этих двух объектах, подвергнут штрафным санкциям.

Дмитрий ЕВСЮТКИН

Политолог. Руководитель аналитической группы «Запад»

Сегодня можно смело подводить итоги работы Алексея Силанова на посту мэра Калининграда, даже не за год, а за весь срок.

В пятницу 23 октября 2020 года городской Совет депутатов проголосовал за его отставку.

Формально он написал заявление по собственному желанию, фактически это была неуклюжая комбинация правительства Калининградской области по окончательному подчинению городской администрации аппарату Антона Алиханова.

Неуклюжей она стала потому, что изначально на место Силанова хотели поставить вице-премьера Наталью Сибиреву, за которой тянется целый шлейф сомнительных операций на прошлых постах в Росреестре и Росимуществе.

Когда об этом стало известно СМИ и общественности, в медиа-поле вылился целый ушат «компромата» о деятельности Сибиревой. Пресс-служба Алиханова, которую возглавляет Дмитрий Лысков, не смогла отработать «негатив», и об этом назначении пришлось забыть.

Поэтому убрать Силанова было решено при помощи возвращения в муниципалитет «двоевластия», когда городским хозяйством управляет сити-менеджер, а главой города числится председатель городского совета.

В сентябре вопрос о разделении полномочий главы администрации и главы областного центра внезапно появился в повестке областной думы. 24 сентября она без особых обсуждений приняла соответствующий закон, а губернатор Антон Алиханов его потом подписал. Публичные слушания по этому поводу в городе состоялись лишь через месяц, их формальность была настолько же вопиющей, насколько очевидной выглядела спешка, с которой все делалось.

Елена Дятлова, ранее возглавлявшая региональное министерство развития инфраструктуры, сначала заняла должность замглавы администрации Калининграда, а затем стала исполнять обязанности врио сити-менеджера. Сейчас она будет участвовать в «конкурсе» на утверждение в этой должности.

Никакого практического смысла в этом не было, кроме как желания полностью поставить мэрию города под контроль областных властей.

А принимая во внимание скорые выборы в Госдуму, и в особенности выборы губернатора в 2022 году, администрация Калининграда должна стать полностью «ручной».

Но зачем было менять лояльного Алексея Силанова на лояльную Елену Дятлову?

Особенностью Алексея Силанова как раз являлось то, что, несмотря на абсолютную лояльность к губернатору, он имел своё мнение, с которым чиновники правительства были вынуждены считаться. В среде «молодых технократов» такое поведение сильно не приветствуется.

Второй особенностью Силанова было то, что он не захотел взять на себя ответственность по «зачистке» мэрии от наследия экс-мэра Калининграда Александра Ярошука.

И дело даже не в том, что Силанов человек неконфликтный, и трепетно относящийся к своей репутации, а в том, что «это была не его война». Никаких преференций бы он за эти «чистки» не получил, зато навсегда остался бы персоной нон-грата в политбомонде Калининграда.

Третей особенностью Силанова на посту градоначальника запомнилось тем, что впервые за долгое время городом управлял человек, не имевший никаких собственных бизнес-интересов. По нынешним временам – это просто невероятно, но это факт.

Отсутствие у Силанова бизнес-интересов и страсти к личному обогащению делали его очень неудобной фигурой и для застройщиков, и для депутатов, и для чиновников правительства.

Наконец, Силанов – это, пожалуй, первый мэр в городе, который не боялся людей, шел с ними на контакт, воспринимал близко к сердцу городские проблемы и реакцию на них граждан, лично мониторил соцсети, не боялся отстаивать свою позицию.

Все два с половиной года на посту мэра Силанов приводил в порядок городское управление, ему удалось избежать громких скандалов, обвинений в коррупции или неудовлетворительной работе. Он успешно справился с задачей по проведению ЧМ-2018, а в первые месяцы мусорной реформы дневал и ночевал на своём посту.

При нём построили несколько новых школ, несколько детсадов, осуществили благоустройство Летнего и Нижнего озер, ремонт самого проблемного участка улицы Киевской, ввели безналичный расчёт в транспорте.

Может у Силанова и не было оглушительных достижений, но зато оглушительных провалов тоже не было, не было показухи и тихого расхищения казны.

И самое главное, Силанов не врал горожанам, как это было принято раньше, и уже за одно это в истории города он займёт своё почётное место.

Андрей ПОЛУХИН

Политолог, историк (г. Новокузнецк)

2020-й год для Новокузнецка и его градоначальника, Сергея Николаевича Кузнецова, несмотря на всю сложность и противоречивость, явился годом кардинальных и значительных обновлений. С 18 ноября стартует реформа муниципального транспорта в городе. Меняется вся схема его работы. В город зашла столичная компания «Питеравто». Новокузнецк получит три сотни новых низкопольных автобусов, работающих на газомоторном топливе, что весьма актуально для экологии города. Уходят в прошлое тесные маршрутки, сокращаются дублирующие маршруты. Горожане получают возможность в течение 50 минут проехать по одному билету на разных маршрутах. В целом система общественного транспорта станет работать по столичным стандартам при стоимости проезда 20 рублей и сохранении льгот. У реформы хватает критиков, все её последствия просчитать сложно. Однако в случае успешной её реализации общественный транспорт города станет современным и приблизится к стандартам лучших городов мира. Обновляется и трамвайно-троллейбусный парк.

В конце октября были завершены основные работы на главном проспекте города – Металлургов. Капитальный ремонт длился около года на участке 1,6 км. Был построен, по сути, заново мост через реку Аба. Проспект требовал обновления с позднесоветских времён. Благодаря федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», удалось решить эту проблему. По этой же программе было расширено до 4 полос стратегическое Бызовское шоссе. На федеральные деньги в городе появилось много современных общественных пространств. В начале года запустили огромную 81-ю школу. В сентябре торжественно открыли новый Ледовый дворец «Кузнецкий Лёд». Готовится к открытию ФОК «Новоильинский». Продолжается капитальная реконструкция Дворца спорта Кузнецких металлургов и бывшего кинотеатра «Коммунар», приспособляемого под кукольный театр. В городе строится новая инфекционная больница стоимостью более 3 млрд рублей. Огромные работы были проделаны для комплекса зданий Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий. Это целый квартал с архитектурой эпохи Сталина. Здания в большей части были капитально отремонтированы к финалу VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). На это ушло 330 млн рублей из областной казны.

Нельзя сказать, что мировой экономический кризис, вызванный эпидемией коронавируса, серьёзно затронул основные сектора экономики города, металлургическую и угольную. Они пока работают стабильно. Естественно, проблемы возникли в сфере сервиса услуг. Как и по всей стране, есть проблемы с нехваткой докторов, лекарств в условиях пандемии. Однако эта сфера курируется в городе региональной властью.

Полагаю, что позиции главы города Новокузнецка С. Н. Кузнецова упрочились. Хотя пришлось пережить многое.

Продолжение во второй части статьи...

Оригинал материала:
http://russia-rating.ru/info/18662.html
*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
**
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Purdue Pharma признала себя виновной в деле об опиоидном кризисе Национальный рейтинг мэров (август-ноябрь, 2020) - часть 2