Раскрывать подобную информацию компании обязаны раз в год, после чего она будет публиковаться на сайте ФНС в виде открытых данных. Доступ к этим сведениям будет бесплатным. Предоставлять информацию по запросу ведомство будет лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как отмечает сотрудник налоговой службы, слова которого приводят «Ведомости», ФНС уже давно хотела снять режим тайны с налоговой отчетности. Целью такого шага в ведомстве называют желание предоставить налогоплательщикам возможность проверять контрагентов. Согласно постановлению Высшего арбитражного суда (ВАС), компании обязаны с осмотрительностью подходить к выбору контрагентов и тщательно проверять их добросовестность – в противном случае у них могут возникнуть проблемы. Например, государство может отказать им в компенсации НДС по договору, заключенному с фирмой-однодневкой. Поправки, которые закрепляют в Налоговом кодексе мнение ВАС, в частности, о «должной осмотрительности», находятся на рассмотрении в Госдуме с 2014 года, парламент принял их в первом чтении.
Сейчас крупные компании, как правило, прежде чем начать сотрудничество требуют контрагентов предоставить уставные документы, финотчетность, данные об учредителях, а потому раскрытие дополнительной информации существенно не повлияет на проблему недобросовестных контрагентов, однако может четче определить критерии осмотрительности, о которых говорится в решении ВАС. В настоящее время, отмечают эксперты по налоговым спорам, суды нередко становятся на сторону налоговиков даже в тех случаях, когда фирмой-однодневкой оказался контрагент 2–6-го звена. Специалисты надеются, что после того, как начнут публиковаться данные, суды решат, что проверки по ним достаточно.
По словам юристов, придание огласке сведений о доходах и расходах может оказаться весьма чувствительным. Ранее, отмечают они, раскрывать эти данные должны были лишь публичные компании.
Впрочем, ряд экспертов отмечает, что информация по расходам и доходам и так отражалась в бухгалтерской отчетности, а ФНС вряд ли будет публиковать их расшифровку. На практике, подчеркивают они, доходы и расходы фирм-однодневок исчисляются миллионами, а то и миллиардами, поскольку через них проводятся значительные суммы. Куда более чувствительной информацией специалисты считают данные о налоговой задолженности, их публикация может подстегнуть компании расплачиваться с ФНС быстрее. Чревато нововведение и для компаний с маленьким штатом, поскольку это первый признак фирмы-однодневки. К таким контрагентам предприятия будут относиться с большим подозрением.
О том, что российские компании должны будут раскрывать налоговую тайну, стало известно в ноябре прошлого года. Еще тогда эксперты заявляли о том, что данный шаг не позволит решить проблемы недобросовестных контрагентов, поскольку даже компания с многолетней историей может стать сомнительной в короткие сроки.
В то же время, признавали аналитики, шансы на многолетнее существование «пустышек» существенно снизятся, в то время как для «живых» компаний данные изменения могут послужить поводом для создания репутации.