По словам Грушко, у него состоялась беседа с первым замгенсекретаря НАТО Александром Вершбоу по инциденту с Су-24, во время которой российский дипломат изложил точку зрения Москвы на произошедшее, приведя совокупность военных и политических факторов, указывающих на то, что атака на российский бомбардировщик в воздушном пространстве Сирии носила преднамеренный характер.
При этом, как отметил Грушко, альянс предпочел не углубляться в выяснение обстоятельств атаки на Су-24 ВКС РФ. По его словам, Североатлантический блок так и не дал принципиальную оценку противоправному деянию, по сути, политически прикрыв Анкару, которая является членом альянса. Поэтому, считает постпред, ответственность за инцидент лежит в том числе и на НАТО. «В очередной раз мы видим, что соображения политической целесообразности берут верх над объективностью и просто здравым смыслом», - заметил дипломат.
Отметим, что накануне генсек НАТО Йенс Столтенберг на совместной пресс-конференции с главой правительства Турции Ахметом Давутоглу заявил, что все члены НАТО полностью поддерживают право турецкой стороны на защиту своего воздушного пространства. Он также добавил, что альянс «приветствует усилия Анкары», которая пытается наладить контакты с Москвой для деэскалации конфликта.
Несколькими днями ранее Столтенберг заявил о необходимости пересмотра правил безопасности в Европе после инцидента со сбитым Су-24. По мнению генсека, наибольшее внимание следует уделить соглашению о «максимальном уровне прозрачности и прогнозирования» военной активности в данной части света. В своем выступлении глава НАТО также обвинил Россию в том, что она пытается уклониться от выполнения некоторых договоренностей или использовать лазейки.
Заметим также, что накануне стало известно о еще одном инциденте между Россией и Турцией. По данным турецких СМИ, подводная лодка ВМФ Турции встретила российский военный транспорт «Яуза», когда он проходил пролив Дарданеллы.
В Интернете были опубликованы фотографии и видеозапись, сделанные, как утверждается, утром 30 ноября близ города Ченаккале, на которых видно, как турецкая подлодка в надводном положении направляется к российскому транспорту, следующему в Мраморное море. Конечным пунктом российского судна, вероятно, являлась Сирия.
Накануне в украинском Центре транспортных стратегий сообщили о том, что с 29 ноября российские суда испытывают трудности с прохождением пролива. Данная информация, как отмечалось, была получена на основе анализа графика движения российских судов в Босфоре. Согласно данным системы онлайн-слежения за перемещением судов, в воскресенье российские корабли перемещались зигзагами и кругами, подолгу ожидая разрешения зайти в Босфор. При этом у судов остальных стран подобных проблем не возникало.
В то же время источник в Минобороны РФ утверждает, что «проход проливов осуществлялся в штатном режиме».
В минувшую субботу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов. При этом он отметил, что действий турецких властей в последнее время сложно считать предсказуемыми.
Проливы Босфор и Дарданеллы играют важную роль в снабжении операции ВСК РФ в Сирии. Правила морского судоходства через черноморские проливы определяются положениями международного права - конвенцией Монтре. Данный документ закрепил за Турцией право на контроль проливов, при этом гарантировав причерноморским государствам особые права в части их использования. Закрыть проливы Турция может только в том случае, если ей будет официально объявлена война.