Достаточно взглянуть на список лотов аукциона Sotheby`s: Моне, Ренуар, Писсаро, Матисс, Ван Гог, Дерен, Брак - это история искусства XX века в лучших ее образцах, и можно не сомневаться - рекорд будет поставлен.
Прежние владельцы полотна Пикассо "Дора Маар с кошкой" - чикагские коллекционеры из известной семьи американских мультимиллионеров Гидвиц предварительно хотели получить за портрет $50 млн. Хорошая цена - вещица, несмотря на свою выразительность, экспрессию, фирменные изломанные контуры и кричащие цвета, все-таки довольно поздняя и не уникальная: портретов Доры Маар, одной из многих своих любовниц, художник написал немало.
Два года назад на аналогичном аукционе Sotheby`s был поставлен рекорд на самую дорогую в мире живопись - ею стала картина того же испанского гения "Мальчик с трубкой", $104,2 млн. Но "Мальчик с трубкой" - это редкий пример, раннего, переходного от "голубого" к "розовому" периода в творчестве художника, образцы которого давно в крупнейших музеях мира. Однако, анонимный покупатель отдал за право обладания картиной 95,2 миллиона долларов.
"Дора Маар" же попадается на любом аукционе модернизма - в виде наброска, головы, полуфигуры; Пикассо писал ее постоянно в конце 1930-х и начале 1940-х, она была для художника символом предвоенного кризиса в Старом Свете. "Годами я писал ее изломанное лицо не из садизма и не для удовольствия, я так видел, и это было сильнее меня",- вспоминал Пикассо. Дора, яркая личность и талантливый фотограф, после этих сеансов попала в лечебницу для душевнобольных. Что, впрочем, только добавляет ценности ее портретам. Днем раньше ее "Голова" была продана на Christie`s за $5,6 млн. Когда торги за целую фигуру сидящей в кресле возлюбленной художника плюс кошка на спинке кресла перевалили за $70 млн., атмосфера в зале торгов сильно накалилась. А когда торги остановились на отметке $95 млн - все присутствующие чуть не свернули шеи, пытаясь разглядеть мужчину лет 40, который сидел в глубине зала и сигналил "лопаткой" с номером (за которыми скрываются любящие приватность покупатели) и получил-таки картину. Счастливчик немедленно удалился в боковую дверь под прикрытием служащих аукционного дома, однако присутствующие на торгах завсегдатаи все же пришли к выводу, что он был лишь представителем реального покупателя. Насчет покупателя сейчас идет жаркий спор - в нем подозревают русского. Быть может, именно на основании нереальности цены - за русскими, после их подвигов двух последних лет на Russian Sale, закрепилась слава сыплющих деньгами безумцев.
На картине "Дора Маар с кошкой" размером 130Х97 см изображена возлюбленная художника, сидящая на стуле, а на заднем плане, за ее правым плечом на спинке стула - небольшая черная кошка. Примечательно, что "двуликая" Дора ненавидела кошек и отличалась огненным темпераментом.
Пикассо написал картину в 1941 г. в оккупированном немцами Париже. Паболо и Дора познакомились в 1935 году в парижском кафе "Две макаки". Ему было 35, а ей - 28, познакомил их поэт Поль Элюар. Магически притягательная черноволосая женщина, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро воткнуть острие между пальцами. Сначала ей это удавалось чудо как хорошо, но вдруг Дора поранила руку. Красная кровь на чёрной перчатке буквально заворожила Пикассо. Он попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу. Так начался их головокружительный семилетний роман.
Настоящее имя Доры - Теодора Генриетта Маркович (1907-1997). Она была дочерью хорватского архитектора и француженки, выросла в Буэнос-Айресе и бегло говорила по-испански. В 1926 году Дора вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии - Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем. Вскоре она сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала "музой" этого авангардистского движения.Звезда парижской богемы Дора Маар помогла Пикассо выйти из кризиса, это она открыла ему авангард и политику, с её помощью Пикассо сблизился с сюрреалистами и создал такие гражданские произведения, как "Мечты и ложь Франко".
Дора научила живописца технике фотографии, а сама - под влиянием Пикассо - начала заниматься живописью. "В четыре руки" они изготавливают на стекле так называемые "фотогравюры", которые используют как гигантские негативы, отпечатывая их затем на фотобумаге. Но самое главное - Дора Маар по сути изобрела новый жанр - репортаж о рождении произведения искусства. В 1937 году она проследила в своих фотографиях историю создания полотна, которому было суждено стать всемирно известным, - "Герники", позволив, таким образом, заглянуть в творческую лабораторию великого художника.
На аукционе Christie`s, портрет жены художника Ольги Хохловой продан за почти $35 млн. Картина Пабло Пикассо "Отдых" - самое тяжкое оскорбление жене, считают эксперты. В серии работ, посвященных корриде, он изображал бывшую русскую жену то в виде лошади, то в виде старой мегеры. На полотне "Отдых" Пикассо изобразил ее, как на двойном портрете, вместе со своей любовницей Мари Терезой Вальтер. Именно этот портрет и был продан за $35 миллионов.
Следующий виток нью-йоркской аукционной гонки пройдет в конце этой недели, когда Sotheby`s и Christie`s будут продавать современное искусство. И тут тоже можно ожидать сюрпризов. Для работ здравствующих авторов десятки миллионов (а такие случаи бывают) - это похлеще, чем пресловутые сто миллионов за символ всей живописи прошлого века Пикассо.