Боевые действия на Черном море начались 5 (17) ноября первым в военно-морской истории 19 века боем паровых кораблей – российского пароходо-фрегата «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова (будущего адмирала, создателя тактики боя паровых судов) с турецким пароходом «Перваз-Бахри». Бой завершился победой русских моряков. Неприятельский корабль со спущенным флагом как военный трофей был приведен в Севастополь, где получил новое имя – «Корнилов» (поскольку В.А. Корнилов, командовавший отрядом пароходо-фрегатов, во время боя находился на борту «Владимира»).
Зримо представить атмосферу тех незабываемых событий помогают экспонаты музея Краснознаменного Черноморского флота. Акварель художника В. Проценко впечатляюще воссоздает один из решающих моментов боя. Рядом портрет А.В. Ильинского – одного из членов команды «Владимира». Это он при захвате вражеского судна снял турецкий флаг и водрузил его на родной корабль.
Территория корабля локальна, и под шквалом вражеского огня командир и офицеры наравне с матросами подвергались практически одинаковой опасности. Снаряды противника, прошившие каюту Г.И. Бутакова, матросы, к счастью, не выбросили за борт, а сохранили как боевые сувениры, а из ядер сделали оригинальный памятный подсвечник. Его передал в музей внук Г.И. Бутакова капитан первого ранга Г.А. Бутаков.
Это была не единственная победная баталия моряков-черноморцев. 9 (21) ноября 44-пушечный парусный фрегат Черноморского флота «Флора» под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Скоробогатова в районе мыса Пицунда встретился с тремя турецкими пароходами. Сражение, начавшееся в два часа ночи, казалось бы, не оставляло российскому кораблю ни малейших шансов на победу. Разве мог парусник маневрировать в условиях слабого ветра так же, как неприятельские пароходы, имевшие к тому же значительное преимущество в артиллерии и людях? Однако в ходе боя, длившегося до девяти часов утра, российский парусный корабль, искусно маневрируя, нанес серьезные поражения турецким пароходам и заставил их отступить.
Подвиг «Флоры» не оставил равнодушным непревзойденного художника-мариниста И.К. Айвазовского. Примечательно, что его картина «Бой фрегата «Флора» с двумя турецкими линейными пароходами» была передана в дар музею в 1989 году из Франции уроженцем Севастополя бывшим гардемарином Российского флота Н.П. Остелецким по поручению представителей морских семей, поколениями служивших Российскому флоту.
А 18 (30) ноября 1853 года моряки-черноморцы одержали блистательную победу в Синопском сражении. Эскадра из шести линейных кораблей и двух фрегатов в ходе трехчасового боя с вдвое превосходящей по численности турецкой эскадрой, поддерживаемой береговой артиллерией, благодаря выдающемуся флотоводческому искусству П.С. Нахимова и отваге моряков уничтожила 15 турецких кораблей – то есть, разгромила неприятельский флот в его собственной базе. Память о героях Синопа хранят картина «Синопское сражение» работы художника Р. Жуковского, а также представленные в витрине модели русских кораблей.
П.С. Нахимов, ставший примером беззаветной отваги, писал после Синопского сражения: «Истребление турецкого флота в Синопе… не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота… Благодарю команды, которые дрались, как львы…».
Эти сражения – достояние истории – стали ориентиром и компасом для последующих поколений моряков-черноморцев. В летопись второй героической обороны Севастополя навечно вписаны подвиги неуязвимой для врага плавучей батареи, которую защитники черноморской крепости неофициально называли «Не тронь меня». Построил ее Г.А. Бутаков – внук командира «Владимира»…