О возобновлении дискуссии по данному вопросу в беседе с «Известиями» рассказали два представителя нефтяной отрасли. Предыдущая попытка перенести уплату топливного акциза на автозаправочные станции, предпринятая весной 2016 года, не увенчалась успехом из-за позиции финансового ведомства. Впрочем, последнее свою точку зрения не пересмотрело. Представитель министерства Антона Силуанова пояснил, что механизм взимания акциза не следует пересматривать ввиду вероятных технических проблем.
По действующим правилам, отчисления с произведенного топлива вносят нефтеперерабатывающие заводы. О желании избавиться от платежа, который вырос с апреля прошлого года, компании-собственники заводов уведомляли главу государства Владимира Путина. Тогда президент навстречу нефтяникам идти не стал. Однако сейчас, говорит собеседник в Белом доме, не исключается, что инициатива будет поддержана. Профильные министерства просчитывают, насколько удачно переброска топливного акциза впишется в общую концепцию налоговой реформы в сфере добычи и производства нефтепродуктов. Собеседники говорят, механизм взимания акцизов с бензина планируется подвергнуть фискальному маневру. Впрочем, в энергетическом ведомстве планы по соответствующему реформированию не подтверждают.
В Минфине говорят, что по-прежнему возражают изменению плательщика акцизов, поскольку ввиду технологических несовершенств их собираемость неизбежно уменьшится. Сейчас в России действует порядка 30 нефтеперерабатывающих заводов, в то время как количество АЗС составляет до 20 тыс. Отслеживать, насколько добросовестно вносит акциз каждая из них, будет намного сложнее. В пресс-службе ведомства поясняют, за счет топливных акцизов финансируются работы по строительству, реконструкции и ремонтам дорог. Если поступления по этой статье сократятся, финансирование недополучат дорожные фонды.
Эксперты подтверждают, лоббируемая нефтяниками схема не соответствует интересам бюджета. Ведущий аналитик «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков говорит, в случае маневра фискальным органам придется в ручном режиме требовать уплаты акциза от каждой заправки, вне зависимости от того, является она единичной, сетевой, либо собственностью нефтяной компании.