Деятельность руководства «Транснефти» противоречит государственной политике, считают эксперты. Госмонополия регулярно привлекает к себе внимание. Один из самых громких скандалов с участием «Транснефти» разразился после того, как Счетная палата обнародовала информацию, согласно которой компания нецелевым образом растратила $4 млрд в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Потом были истории с многомиллиардными вложениями в сомнительные благотворительные фонды, а также схемами по уводу денежных средств с использованием завышенных тарифов и офшорных посреднических компаний при экспорте нефти через порты «Трасненфти».
На этот раз речь идет о валютных операциях со сложными финансовыми инструментами (деривативами), в результате которых «Транснефть» получила убыток в размере 75,3 млрд рублей. Этому антирекорду в аналитическом докладе, адресованному президенту Владимиру Путину, уделено особое внимание.
В апреле прошлого года Ассоциация профессиональных инвесторов направила председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой разобраться в причинах огромных убытков, допущенных «Транснефтью». В частности, инвесторов интересовало, насколько были оправданы и целесообразны данные сделки госкомпании, а также на каком основании руководство «Транснефти» сделало выводы о необходимости заключения деривативных контрактов.
Ответа от президента «Транснефти» Николая Токарева на эти вопросы добивались и миноритарные акционеры компании. По мнению инвесторов, основное негативное влияние на чистую прибыль группы, которая только за 2014 год сократилась в 2,7 раза, оказал убыток по операциям с производными финансовыми инструментами - и это при том, что основным направлением деятельности «Транснефти» является транспортировка нефти.
Миноритарным акционерам удалось ознакомиться с письмом в адрес Росимущества, в котором «Транснефть» пытается оправдать свои действия на рынке деривативов. Однако, по мнению миноритариев, объяснения менеджеров «Транснефти» не выдерживают никакой критики. Оказывается, в самый разгар кризиса, когда правительство, совершая валютные интервенции, пыталось остановить падение рубля, «Транснефть» пыталась себя обезопасить от падения… доллара. В ее отчетности так и сказано: «С целью уменьшения неблагоприятных последствий, связанных с возможным обесценением доллара, группа совершила сделки опцион-пут и опцион-колл на сумму 2,727 млрд долларов. А кроме того, приобрела опционы-пут и продала опциона-колл на сумму 4,247 млрд долларов».
Естественно, банки-контрагенты не могли пройти мимо таких астрономических контрактов и приняли активное участие в спекулятивной атаке на российскую нацвалюту, заработав при этом десятки миллиардов рублей и нанеся серьезный ущерб бюджету «Транснефти», а значит и государства. Ссылки на то, что компания таким образом пыталась снизить негативные последствия от возможной переоценки валютного долга, также неубедительны. Потому что в данном случае нужно было делать ставки против рубля, а не наоборот. К примеру, тот же ЛУКОЙЛ, правильно оценив ситуацию, заработал на хеджировании около двух миллиардов долларов.
Как отмечают миноритарные акционеры, руководство «Транснефти» полностью игнорирует факт наличия у компании валютных финансовых обязательств, превышающих валютные финансовые активы. Также, по мнению миноритариев, нет ответа на вопрос, почему «Транснефть» совершала сделки с производными финансовыми инструментами, которые кратно увеличивали риски компании. Эксперты в докладе отмечают, что списывать все проблемы лишь на некомпетентность было бы неверно, и не исключают, что в данном случае руководство госкомпании было заинтересовано в получении персональных доходов.
Еще одно слабое место в управлении «Транснефтью» – дивидендная политика. По итогам 2014 года выручка группы «Транснефть» превысила 774 млрд руб., из которых 717 млрд (92,6%) пришлось на долю головной компании. Но руководство «Транснефти» сумело обратить эти 92% в 20%. А оставшиеся деньги были перенаправлены в дочерние структуры – потому что на дивиденды с прибыли дочерних структур акционеры рассчитывать не могут. Именно поэтому государство, как основной акционер, вместо положенных 25% от прибыли, получило только 4,4%. А миноритарным акционерам досталось и того меньше - 0,7%.
По мнению экспертов, такая дивидендная политика не только нарушает Устав компании, но и идет в разрез с указаниями руководства страны. Еще на прошлом заседании президиума президентского Совета по противодействию коррупции президент Владимир Путин напомнил: «Мы с вами договаривались об общем правиле выплаты дивидендов для госкомпаний: не менее 25% от чистой прибыли». Стоит ли удивляться, что многие инвесторы массово избавляются от акций «Транснефти». И все это происходит под уверенные заверения руководства страны о большой работе по повышению привлекательности инвестиционного климата.
Эксперты делают вывод, что деятельность «Транснефти» противоречит государственной политике, а руководство компании во главе с Николаем Токаревым злоупотребляет служебным положением.
Авторы доклада, который планируется представить 10 июня на заседании президентского Совета по противодействию коррупции, надеются, что Владимир Путин обратит внимание на итоги управления «Транснефтью», и расследованием деятельности компании займутся компетентные ведомства.