Различия в академической успеваемости по разным предметам, в том числе оцениваемой государственными экзаменами, объясняются как генетическими факторами, так и факторами индивидуальной среды.
Основной вопрос международного исследований заключался в том, насколько успешность на экзаменах по одним предметам, допустим по математике, взаимосвязана с успешной сдачей, например, экзамена по языку или изобразительному искусству.
Исследование проводилось на большой выборке близнецов в Великобритании. Оценки по госэкзаменам по разным предметам: английскому языку, математике, наукам о жизни, химии, физике, гуманитарным наукам, иностранному языку, искусству, информатике — были получены у 12 632 близнецов. Также у них был замерен общий интеллект. Кроме того, у этих детей была собрана и прогенотипирована ДНК.
Исследователи также изучали, насколько наблюдаемые между разными предметами связи объясняются генетическими и средовыми факторами.
Для этого использовались генетически информативные подходы: близнецовый метод — в котором сравнивается похожесть между монозиготными (генетически идентичными) и дизиготными (генетически неидентичными) близнецами, а также метод всегеномного анализа сложных признаков, в котором путем прямого сравнения ДНК несвязанных родством людей можно установить, насколько генетические факторы влияют на определенный признак — например, на школьные оценки.
Результаты показали, что даже при контроле интеллекта, когда различия между людьми по интеллекту статистически исключаются из анализа, наблюдаются огромные индивидуальные различия в успешности в сдаче экзаменов по всем предметам. При этом наблюдаются значительные связи (корреляции) между всеми предметами: от средних, например, между искусством и математикой, до высоких — между науками и математикой.
Близнецовый анализ показал, что во многом одни и те же гены влияют на успех в экзаменах по разным предметам. Подобные исследования параллельно проводятся и в Томске, где изучают учебные результаты и генные анализы российских близнецов.