18+
  1. Определены гены, которые влияют на успешность во всех экзаменах

Определены гены, которые влияют на успешность во всех экзаменах

Определены гены, которые влияют на успешность во всех экзаменах
Успешная сдача экзаменов как по гуманитарным, так и техническим наукам основывается на генетических факторах, связанных не с интеллектом, а с мотивацией, самооценкой и другими характеристиками, выяснили ученые из России, США и Великобритании.

Различия в академической успеваемости по разным предметам, в том числе оцениваемой государственными экзаменами, объясняются как генетическими факторами, так и факторами индивидуальной среды.

Основной вопрос международного исследований заключался в том, насколько успешность на экзаменах по одним предметам, допустим по математике, взаимосвязана с успешной сдачей, например, экзамена по языку или изобразительному искусству.

Исследование проводилось на большой выборке близнецов в Великобритании. Оценки по госэкзаменам по разным предметам: английскому языку, математике, наукам о жизни, химии, физике, гуманитарным наукам, иностранному языку, искусству, информатике — были получены у 12 632 близнецов. Также у них был замерен общий интеллект. Кроме того, у этих детей была собрана и прогенотипирована ДНК.

Исследователи также изучали, насколько наблюдаемые между разными предметами связи объясняются генетическими и средовыми факторами.

Для этого использовались генетически информативные подходы: близнецовый метод — в котором сравнивается похожесть между монозиготными (генетически идентичными) и дизиготными (генетически неидентичными) близнецами, а также метод всегеномного анализа сложных признаков, в котором путем прямого сравнения ДНК несвязанных родством людей можно установить, насколько генетические факторы влияют на определенный признак — например, на школьные оценки.

Результаты показали, что даже при контроле интеллекта, когда различия между людьми по интеллекту статистически исключаются из анализа, наблюдаются огромные индивидуальные различия в успешности в сдаче экзаменов по всем предметам. При этом наблюдаются значительные связи (корреляции) между всеми предметами: от средних, например, между искусством и математикой, до высоких — между науками и математикой.

Близнецовый анализ показал, что во многом одни и те же гены влияют на успех в экзаменах по разным предметам. Подобные исследования параллельно проводятся и в Томске, где изучают учебные результаты и генные анализы российских близнецов.