Оптовым – розницу

В Красноярском крае приватизируют крупную госкомпанию, торгующую бензином. Регион отказывается от попыток хоть как-то влиять на ценовую ситуацию на рынке.

В план приватизации на будущий год включено ОАО «Красноярскнефтепродукт». Это крупнейшая розничная торговая сеть ГСМ. И одно из немногих крупных красноярских предприятий, остающихся в госсобственности. Наряду, например, с ОАО «Красцветмет». Вопрос о его продаже неоднократно поднимался в предыдущие годы при разных губернаторах, но доводов в пользу приватизации находилось недостаточно.

Главный смысл деятельности компании видели в выполнении социальных функций. Например, КНП почти полностью тащил на себе «северный завоз». Предприятие также могло выступать в качестве ценового рычага воздействия на розницу. Но теперь эти факторы сошли на нет. ГСМ на север везут по тендерам, а стоимость бензина на заправках крупных федеральных сетей - «Роснефть» и «Газпромнефть» - давно уже ниже, чем у КНП, который топливо у этих же компаний и закупает. Плюс – устаревание активов. И переломить эту тенденцию компания своими силами не может, хотя за последние годы и сумела несколько улучшить финансовое положение.

«Причин приватизации несколько. Во-первых, уставная деятельность предприятия не связана напрямую с выполнением государственных функций. Это значит, что у нас нет правовых оснований вкладывать в него бюджетные средства. Во-вторых, мы рассчитываем привлечь профильных инвесторов, подобный опыт на сегодняшний день есть. Они нужны для дальнейшего развития. В том, что предприятие будет интересно рынку, у нас нет сомнений», - считает председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.

Реклама на веке

Как лот ОАО «КНП», безусловно, представляет огромный интерес. Если в краевом центре «Красноярскнефтепродукт» теснят другие игроки, то в районах огромного края он властвует безраздельно. Это крупнейшая розничная сеть, по охвату не имеющая конкурентов. У нее по региону около 200 АЗС. В то же время у «Роснефти» их всего 15. У «Газпромнефти» – 49. У еще одной крупной региональной сети «25 часов» - 45 АЗС. То есть, разрыв огромный. Фактически, компания «Красноярскнефтепродукт» унаследовала всю сеть заправок, созданную в Красноярском крае в советское время. Сейчас у нее также 8 филиалов и 10 нефтебаз, а также собственный автопарк бензовозов. Финансовые показатели КНП не блещут. Но они стабильны и выглядят гораздо лучше, чем несколько лет назад, когда через компанию прошла череда генеральных директоров с сомнительной репутацией. Сейчас же компанией «Красноярскнефтепродукт» руководит Борис Золотарев – бывший глава Эвенкии (до ее объединения с Красноярским краем и Таймыром в 2005 году) и бывший топ-менеджер ЮКОСа. В прошлом году «Красноярскнефтепродукт» реализовал на своих АЗС почти 400 тыс. тонн моторного топлива. Общая выручка КНП от продаж составила почти 20 млрд. рублей. Чистая прибыль – около 95 млн. рублей.

По словам Золотарева, одна из главных проблем компании – изношенность резервуаров. 216 единиц эксплуатируются уже от 40 до 80 лет. По понятным причинам требуется и модернизация АЗС. Две трети заправок работают уже более тридцати лет. У предприятия разработана пятилетняя программа реновации, но она стоит порядка 1 млрд. рублей. Исходя из текущих финансовых показателей, копить эти средства КНП придется лет десять в лучшем случае. Сокращать издержки по максимуму тоже нельзя - компания несет значительную социальную нагрузку. Крупные средства КНП рассчитывает получить от продажи земельного участка под нефтебазой в Красноярске, которая была закрыта в 2019 году. Как писал ранее «Век», там еще требуется решить множество вопросов с рекультивацией почвы, подвергшейся многолетнему загрязнению нефтепродуктами.

Кто может купить КНП? Разумеется, первыми на ум приходят федеральные «гиганты», в частности, «Роснефть». Красноярский край – это ее регион. Здесь компания добывает углеводороды на Ванкорском месторождении, здесь же перерабатывает их на Ачинском НПЗ. Работает в крае и «Газпром». Правда, его проекты на севере пока только в перспективе. Есть еще «Лукойл», который в крае пока никак не представлен, что и дает повод подумать: не захочет ли он использовать шанс зайти на региональный рынок, причем дебютировать так масштабно? Впрочем, по всем трем вариантам у специалистов есть сомнения. «Не думаю, что «Роснефть», потому что тогда она подпадает под антимонопольное законодательство. «Лукойл» сейчас не заинтересован в расширении розничной сети. Тем более, что Красноярский край логистически очень далекий от этой НК регион. «Газпромнефть» теоретически что-то может купить. Если будут продавать лотами, часть могут купить независимые региональные компании», - уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Эксперт считает, что продать КНП власти решили, учитывая реалии рынка. Влиять на цены компания никак не помогает, своего НПЗ у региона нет. «Красноярскнефтепродукт» в лучшем случае показывает минимальную прибыль, которой на развитие не хватит. «Компания отошла во многом от социальных функций. Например, обеспечение топливом сельхозпроизводителей или предприятий Крайнего Севера, поскольку здесь появились коммерческие инвесторы. Бизнес и попытки влиять на конкуренцию – это не задача региональной власти. Единственное, мы будет следить, чтобы в районах, где альтернативы КНП нет, она сохраняла присутствие», - считает председатель комитета по экономике и налоговой политике красноярского Заксобрания Егор Васильев.

Добавим, что Красноярскому краю принадлежит около 58% акций ОАО «КНП». Остальное – у миноритариев, следы которых, как водится, теряются на Кипре.

Реклама на веке
Трамп-младший пожелал удачи мальчику Коле из фильма «16-й» Краснодар прощается с «Филип Моррис Кубань»