КЭВРЗ был основан еще в 1898 году. Изначально специализировался на ремонте паровозов. Затем переключился на электропоезда. В пореформенный период вошел в состав РЖД в качестве филиала, а в 2007 году стал самостоятельным юридическим лицом, но под 100-процентным контролем железнодорожного холдинга.
Источники «Века» в руководстве предприятия сообщают, что после этого число заказов от РЖД для предприятия стало неуклонно снижаться. А других ждать было неоткуда. Наконец, в 2012 году было вообще объявлено, что КЭВРЗ – непрофильный актив (хотя, как он может быть непрофильным для железнодорожников?). И завод выставили на продажу. К концу года, заплатив 1,6 млрд. рублей, новым хозяином предприятия стала новосибирская строительная компания «Афина Паллада». Уже тогда появились слухи, что нового собственника интересует на сам актив, а земля под ним, которая стоит в несколько раз дороже, поскольку находится она практически в центре Красноярска. Но завод продолжил свою деятельность, хотя и не без потерь. На момент сделки его коллектив достигал численности 2,3 тыс. человек. Сейчас уже 1,7 тыс. Завод продолжил выполнять заказы для железнодорожников и даже анонсировал расширение производства. Например, в 2015 году «Афина Паллада» объявила, что будет собирать в Красноярске современные трамваи из французских комплектующих. Производство это, впрочем, так и не стартовало.
Между тем, этой осенью снова появились плохие новости о КЭВРЗ. И, учитывая новые обстоятельства, все теперь выглядит так, что новосибирские предприниматели все же имели относительно завода совсем другие намерения, не связанные с его сохранением и развитием. Дело в том, что за последние годы все структуры, входившие в группу компаний «Афина Паллада», были обанкрочены. Работает только красноярский завод. Но предприниматель Гайк Магакелян и члены его семьи, являющиеся владельцами КЭВРЗ, во-первых, вывели с него значительные средства, а, во-вторых, повесили на предприятие долги других структур. Например, кредит в 550 млн. рублей, который СК «Афина Паллада» взяла в 2016 году в Межтопэнергобанке. В этом же году «Афина Паллада» крупно подставила красноярский завод тем, что сорвала выполнение обязательств по работам на железнодорожной ветке Междуречинск – Тайшет. И компания РЖД разорвала контракт, лишив предприятие гарантированной прибыли.
По данным Федерации профсоюзов Красноярского края, в данной ситуации акционер КЭВРЗ еще и требует выплаты свыше 220 млн. рублей дивидендов, пытаясь провести кадровые перестановки в руководстве предприятия.
А деятельность завода при этом практически парализована, поскольку с таким финансовым бэкграундом он не может принимать участие в конкурсах. Там требуется банковская гарантия, а кто ее теперь даст? «Есть все основания полагать, что завод подводят под банкротство по сценарию собственников. Так же, как раньше были приведены ранее к банкротству 37 предприятий акционера. Информации о деятельности Гайка Магакеляна достаточно, чтобы сделать такие выводы. В 2017 году, когда «Афина Паллада» была признана банкротом, новосибирский арбитражный суд начал его поиск. На момент судебного разбирательства не было известно ни его местонахождение, ни даже точный возраст», - говорит председатель профкома КЭВРЗ Наида Голубович.
Как водится в таких случаях, вся надежда у коллектива завода осталась на вмешательство властей. Причем, самого высокого уровня. Открытые письма железнодорожники уже написали президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Специалисты указывают на то, что сохранение предприятия – это вопрос национальной безопасности. В России осталось всего два таких завода. Но второй - Московский локомотиворемонтный завод может ремонтировать только электропоезда постоянного тока. И его мощности охватывают только московский узел. Красноярский ЭВРЗ же способен охватить практически всю Россию, поскольку имеет дело с поездами и постоянного, и переменного тока.
«Там работают 1,7 тыс. человек, и если события будут развиваться по плохому сценарию, они окажутся на улице, а государство останется без необходимого нашей экономике завода. А ведь завод пережил революцию 1917 года, Великую Отечественную войну, перестройку, кризисы, и наша обязанность сохранить его. Специалисты говорят, что продукция завода востребована, в услугах Электровагоноремонтного завода нуждаются как РЖД, так и все организации, которые имеют подвижной состав. Завод поддерживает политику импортозамещения. Мы намерены не допустить его закрытия», - говорит председатель ФПКК Олег Исянов.
«Ситуация вокруг нашего старейшего предприятия требует пристального внимания. Согласно отчетности, в 2018 и в начале 2019 годов КЭВРЗ наращивал обороты. Росли выручка и прибыль, значит, заказчики были уверены в нем. Нужно пойти на любые меры, чтобы сохранить уникальный завод и его коллектив. Железнодорожный транспорт – один из локомотивов развития экономики. Это вопрос престижа Красноярского края, в конце концов», - заявил «Веку» депутат Госдумы Виктор Зубарев.