Напомним, что 28 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о параллельном импорте, согласно которому российский бизнес освобождается от ответственности за ввоз в страну товаров без разрешения правообладателей.
В АКИТ уточнили, что срок в один год установят сами ритейлеры. Как пояснили в ассоциации, при том, что производитель самостоятельно устанавливает для каждого рынка срок гарантийного обслуживания, в России он теперь будет не актуален, а обязанности по сервисному обслуживанию ввезенных гаджетов в нашей стране будут лежать на торговле, причем новые расходы торговые сети могут заложить уже в цену товара.
Президент АКИТ Артем Соколов сообщил, что сейчас продавцы не дают никаких гарантий на товар, так как обычно это является «прерогативой производителя» конкретного электронного устройства. По его словам, данное право ритейлеру можно реализовывать «по собственному усмотрению», причем законодательно минимальный гарантийный срок при параллельном импорте, к сожалению, «пока не определен».
Между тем, как стало известно, такие ритейлеры, как Ozon, DNS, «Все инструменты», «Яндекс.Маркет», «Ситилинк», «М.Видео» и «Эльдорадо», то есть те, кто входит в Ассоциацию компаний интернет-торговли, предоставят покупателям годовую гарантию на сложную электронную технику. Прежде всего речь идет о бытовой электронике - ноутбуках, компьютерах и смартфонах. Причем это продукция, поступившая в продажу в Россию именно по параллельному импорту (либо компания закупила ее сама в случае маркетплейсов).
Примечательно, что в случае прямых поставок производитель сам устанавливает перед покупателями свои обязательства - это означает, что в течение всего гарантийного срока компания готова взять на себя ответственность за продукцию, в том числе провести ее бесплатный ремонт. Отметим, что для этой цели изготовители сформируют фонд устройств, которые будут использовать для замены некачественного товара, а также организуют сервисные центры и доставят в РФ запасные части для ремонта.
Что касается гарантии, то согласно закону, ее может установить не только производитель, но и продавец. При обращении потребителя они в обязательном порядке принимают у него продукцию, проверяют наличие изъянов и выполняют его требования. Потребитель может получить отказ в ремонте только в том случае, если будет доказано, что товар повредил он сам, скажем, неправильно осуществляя меры хранения. Отметим, что самым важным является право компаний (но не обязанность), то есть товар вообще может не иметь гарантии.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ подчеркнул, что закон не обязывает изготовителя устанавливать гарантийный срок на свою продукцию, и «это может сделать продавец». По его мнению, ясно, что в отношении параллельно импортированных товаров производители, как правило, «не будут признавать» свои стандартные гарантии, которые не распространяются на покупателей из других стран. «Один год добровольной гарантии от продавцов является минимальным приемлемым сроком. Это важный инструмент в конкурентной борьбе торговых компаний, поэтому можно ожидать, что некоторые продавцы его увеличат. При этом надо понимать, что такого рода расходы закладываются в цену товара», - заключил Шелищ.