«Российские железные дороги» рекомендуют операторам грузоперевозок ввести льготные тарифы для отправителей грузов, которые выбирают малозагруженные маршруты. Это позволит использовать для перевозок вагоны, простаивающие в ожидании экспортных заказов. Наличие проблемы с простоем вагонов в беседе с «КоммерсантЪ» подтвердил заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило. Порядка 300 км российских железнодорожных магистралей занято 20 тыс. пустых вагонов. При этом около 10 тыс. вагонов между перевозками простаивают по 5 суток и более.
Первой скидки отправителям грузов предоставила дочка железнодорожного гиганта – «Федеральная грузовая компания». Льготы получили компании, которые гарантировали определенный объем перевозок по мало востребованным направлениям. Тариф был снижен на 10% от базового. Воспользоваться им могут компании, использующие полувагоны, а также перевозящие строительные материалы. Сейчас льготный тариф действует на ряде участков Московской, Приволжской, Юго-Восточной и еще двух дирекций железной дороги.
По мнению Шило, предоставление скидок позволит операторам увеличить количество перевозок, и тем самым сохранить рентабельность бизнеса. Базовая стоимость аренды вагонов слишком высока, и компании по этой причине нередко не спешат наращивать объемы перевозок. В частности, такая картина наблюдается в строительной отрасли. В «РЖД» подтверждают, сутки аренды полувагона обходятся в 2 тыс. рублей. За последний год подорожание составило 21%.
Как подсчитал генеральный директор «Федеральной грузовой компании» Виктор Воронович, скидки на перевозки по незагруженным участкам уже получили компании «ННК» и «ЛСР. Базовые». На практике экономия достигает 4 тыс. рублей за фрахт одного вагона, или минус 400-500 рублей в сутки с вагона. Участники рынка говорят, предложенный механизм скидок вписывается в рыночную логику: если определенное направление не загружено, операторы должны снижать ставку аренды вагонов. А вот глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает предложенные скидки недостаточными, поскольку они распространяются только на аренду вагона, но не на собственно перевозку.