Отмечать этот юбилей известные музыканты – оркестры, исполнители начали с самого начала года. Как известно, композиторским талантом Чайковский был наделен с самых ранних лет, подарив миру десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. В юбилейный год они особенно востребованы в музыкальных театрах и на различных концертных площадках. Впрочем, начало празднования юбилея началось еще раньше. Так, в прошлом году в рамках международного проекта Tchaikovsky World Tour (Чайковский Мировое Турне) Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева явил восторженной австрийской публике программу «Чайковский. Возвращение в Вену».
Сюрпризом для слушателей стало исполнение легендарного Первого фортепианного концерта во второй практически неизвестной публике авторской редакции. Любопытно, что именно этот вариант Чайковский планировал в свое время предложить слушателям австрийской столицы. Но не случилось. В этом году Международный проект реконструкции творческого наследия Чайковского получил свое дальнейшее продолжение. Задумки Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, подкрепленные наработками его сотрудников, активно поддержал Фонд Елены Образцовой во главе с его генеральным директором Натальей Игнатенко. К примеру, в последний день января в Большом зале Московской консерватории Фонд презентовал концерт «Чайковский. Путешествие во времени». Этот вечер с участием Московского государственного оркестра и молодых певцов столичных театров стал для слушателей ярким свидетельством сохранения историко-музыкального наследия великого автора и лучших исполнительских традиций.
Как рассказала Наталья Игнатенко, весь проект, задуманный Фондом Образцовой, посвящен несостоявшимся концертам композитора.
- Думаю, Елена Васильевна была бы рада реализации этого проекта. Чайковский был одним из самых любимых ее композиторов, чьи романсы она всегда с удовольствием исполняла. А опера «Евгений Онегин» осталась для нее тоже как бы несостоявшейся. Дело в том, что в самой аббревиатуре произведения «ЕО» она находила как бы тайный для себя призыв. Понятно, что Ольга была ближе ее голосовому диапазону, но ведь она владела таким диапазоном, что вполне могла исполнять партию более близкой ей по духу Татьяны. Что касается Петра Ильича, то он ушел из жизни, не исполнив, говоря словами поэта, «планов громадье». А человеком был потрясающей энергетики и давал и в России, и за рубежом множество концертов. Причем энергетики не только творческой, но и деловой. Рассказывают, что когда в мае 1891 года в Америке он открывал Карнеги-холл, то по приезду успевал попутно решать и деловые вопросы. Например, первым, не поверите, у него был вопрос, какие нынче носят шляпы – он ведь слыл модником, а вторым – «пьют ли здесь сырую воду прямо из-под крана». Это была его слабость – сырую воду он всегда опасался. Но, как мы знаем, именно она его и погубила осенью 1893 года в Санкт-Петербурге, когда в России бушевала эпидемия холеры. Среди памятных так и не состоявшихся концертов была поездка в 1892 году в Вену. Выяснилось, что концерт Чайковского совпал с проведением выставки, и потому здесь соорудили палатки для зрителей. Увидев столики, Петр Ильич поинтересовался их назначением, а, узнав, что слушателям будет подаваться еда, тут же развернулся и уехал в Россию.
Вот этот несостоявшийся концерт силами Большого симфонического оркестра им. Чайковского дирижер Владимир Федосеев провел в Концерт-хаусе в Венском театре. В Австрии Федосев всегда желанный гость, ведь он в течение 10 лет возглавлял Венский филармонический оркестр. Традиционно в программу включается музыка «Щелкунчика» и Моцарт, которого, как известно, Чайковский считал музыкальным богом и включал во многие свои концерты. Важно: все, что исполняется в цикле «Чайковский. Путешествие во времени», соответствует редакции самого композитора, ведь за многие годы кто только не вмешивался в его партитуры – и издатели, и исполнители, и дирижеры.
Заключительный концерт этого цикла состоялся в феврале этого года в концертном зале «Зарядье». Им открылся и фестиваль «Чайковский-Бетховен» - у великого немецкого композитора тоже юбилей - он родился 250 лет назад. Украшением концерта стало исполнение силами российских и зарубежных музыкантов сразу двух од «К Радости» – Чайковского и Бетховена. Петр Ильич написал оду для выпускного экзамена в консерватории.
В Государственном мемориальном музее-заповеднике П. И. Чайковского в подмосковном Клину тоже были сверстаны планы к 180-летнему юбилею композитора. Как рассказала заместитель директора по научной работе музея Галина Белонович, намечался целый цикл выставочных проектов, тем более, что юбилей совпал и со 125-летием самого музея.
– Причем, - добавляет Галина Ивановна, - мы собирались проводить их не только в Клину, но и в других городах - в Воткинске, где композитор родился, в Калининграде, в «Русском музее» Санкт Петербурга. В самом музее полным ходом велась выставка-реэкспозиция жизни и творчества композитора «Чайковский, симфония, жизнь». А еще - цикл концертов, фестивалей. К примеру, в апреле «Лебединое озеро» должен был показать «Русский балет» Вячеслава Гордеева, в мае Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева собирался привезти симфонию «Манфред», «Muzika viva» Александра Рудина - Первую симфонию (вторая редакция) и «Вариацию на тему рококо». Успели открыть этот цикл в феврале выступления лауреата конкурса Чайковского Владимира Очинникова и скрипача Максима Федотова.
- Увы, - вздыхает Галина Ивановна, - коронавирус внес свои коррективы. – Приходится гадать, на какие сроки переносить все эти мероприятия. Не зазвучал по давней традиции 7 мая рояль в его кабинете. Не съехались в Клин, как многие годы, многочисленные потомки семей Давыдовых, фон Мекк, Танеевых. Теплится слабая надежда, что традиционный музыкальный Фестиваль «Именины Чайковского», который мы проводим в июле в Петров день, все же состоится.
По традиции он проводится в Клину начиная с 2007 года. В этот день в доме-музее служат молебен в честь святых апостолов Петра и Павла. Кстати, это было семейной традицией Чайковских, бережно хранившейся на протяжении всей жизни композитора его родными и друзьями. «Хотя Петр Ильич ненавидел всякую помпу и празднества, — вспоминала Надежда Николаевна Кондратьева, дочь близкого друга Чайковского, — ему приходилось в этот день покоряться общему желанию и позволять себя отпраздновать... Его все обожали, и в день именин не было человека, который не пришел бы его поздравить». Сам Петр Ильич в этот день посещал праздничную литургию в храме, а после службы устраивал для гостей праздничный обед, концерт и фейерверк.
Галина Ивановна рассказала: из его писем и дневников мы узнаем, что не однажды именно в этот день погода подгадывала ливни. А вот летом 1888 года, наоборот, стояла страшная жара. Петр Ильич, как обычно, пригласив гостей во Фроловское, где он арендовал имение, отправился в Москву за деликатесами. Какие это были деликатесы, можно судить по письму композитора другу и издателю Петру Юргенсону: «В субботу утром пошли к Лапину купить и привези ко мне нижепоименованные вещи:
Селедки в масле (на манер сардинок).
Селедки обыкновенные один бочоночек.
3 фунта превосходнейшего швейцарского сыра.
2 фунта превосходнейшей паюсной икры.
Какой-нибудь превосходнейшей колбасы.
Десяток превосходнейших апельсинов.
Фунта 2 или 3 превосходнейшей клубники (из апельсинов и клубники будет у нас превосходнейший напиток на белом вине). Заплати за это несколько превосходнейших рублей. Надеюсь, что мы превосходнейшим образом проведем время».
Из Москвы в тот раз он сам вез нечто подобное на поезде в корзине со льдом. В районе Подсолнечного (ныне это Солнечногорск) лед предательски стал таять, и вода потекла по вагону. Петр Ильич, будучи всемирно известным композитором, тем не менее, ощущал себя всю дорогу мало сказать некомфортно и даже опасался, что вот-вот кондуктор его высадит. Но все обошлось.
- Вообще, - продолжает Галина Ивановна, - в нашем музее хранятся копии меню не только праздничных обедов, устраиваемых в его честь, но и, скажем, того, что подавали на стол, например, после церемонии открытия памятника Глинки, где он участвовал, на приеме в Нью-Йорке, где он давал концерт на открытии Карнеги-холла. Надо отдать ему должное, он был настоящим музейщиком, если можно так выразиться, за что мы ему благодарны. То, что он аккуратно хранил счета всех гостиниц, где останавливался, очень помогает устанавливать новые факты его биографии.
Любил ли композитор подарки? Наверное, как и каждый из нас. Но были такие презенты, которым Петр Ильич особенно радовался. Моцарта, как мы знаем, он всегда считал своим кумиром. «Играя и читая Моцарта, я чувствую себя моложе, бодрее, почти юношей… Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он». Многотомное собрание Моцарта подарил композитору его издатель Юргенсон. Основатель и владелец крупнейшей музыкально-издательской фирмы поручил слуге композитора Алексею Софронову положить коробку с книгами под рождественскую ёлку. Восторгу Петра Ильича не было предела. По свидетельству отмечавших с ним Рождество, он радовался, как ребёнок - восторженно, искренне, до слёз…