«Русский балет»: культурный карантин

«Русский балет»: культурный карантин
Сегодня большинство россиян клянет коронавирусную инфекцию, которая посадила всю страну на самоизоляцию. Однако у добровольно-принудительного заточения появились и свои плюсы.

Сложившаяся в мире ситуация очистила воздух над многими городами и странами. В Венеции стала прозрачной вода в каналах и сюда приплыли дельфины. По информации CNN, на планете заметно снизился уровень сейсмического шума - стало меньше вибраций, создаваемых транспортом и людьми. Лично у меня появилась возможность обстоятельно, пусть и виртуально, пообщаться с интересными людьми, которые в той обычной жизни были сверх меры заняты важными делами и заботами.

Кто-то из великих справедливо заметил: выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами. Эта мысль в полной мере соотносится с личностью выдающегося русского танцовщика Вячеслава Гордеева.

Артист балета, балетмейстер, педагог и деятель хореографии, премьер Большого театра в 1968-1989 годах, руководитель балетных трупп Большого театра и Екатеринбургского театра оперы и балета. В настоящее время - художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет», заведующий кафедрой хореографии Института театрального искусства РАТИ (ГИТИС). Велик перечень исполненных им партий и поставленных им же спектаклей. Воистину, всемирного признания народный артист СССР Вячеслав Гордеев добился своим трудом и талантом.

Реклама на веке
Как разместить

На мой вопрос по телефону, есть ли несколько свободных минут Вячеслав Михайлович явно с улыбкой на лице ответил: «Почему минут?! Карантин ведь до конца апреля. Давайте поговорим».

- Тогда начнем с истоков. Верно ли, что еще студенту Московского хореографического училища Славе Гордееву восторженно рукоплескала Европа, а английская пресса окрестила Вас «золотым мальчиком»?

- Мне было 12 лет, когда я пришел в балетный класс. Под руководством одного из лучших педагогов Петра Антоновича Пестова постигал тонкости русской хореографической школы.

Будучи студентом училища выезжал за рубеж. В Париже и Лондоне танцевал па-де-де из балета «Пламя Парижа». Судя по отзывам зрителей, наши выступления имели тогда немалый успех. Прозвище «золотой мальчик» журналисты присвоили мне скорее всего из-за моего костюма золотого цвета.

- По-моему, Вы скромничаете, дело ведь не только в костюме. Сразу после окончания училища Вы были приглашены в труппу Большого театра. И уже с первых выходов на прославленную сцену заявили о себе как о восходящей звезде балета. Это о Вас корифей классического танца, народный артист СССР Михаил Лавровский сказал: «Он танцовщик сенсационной техники и электризующей виртуозности... У него неповторимый собственный стиль». Интересно, а что Вам помогает рассмотреть в своих учениках будущую балетную звезду?

- Я вообще противник, чтобы кого-то называли звездой. За долгие годы пришел к мысли, что талантливее нашей молодежи в мире нет. Именно она, исполняя за рубежом русскую классику, помогла России занять ведущие позиции в балете. А вообще, когда я беру на свой курс талантливых новичков, мой принцип — не мешать им совершенствоваться.

- В 1984 году, не оставляя сцены Большого театра, Вы дали согласие возглавить «Ансамбль классического балета», который впоследствии преобразовали в Московский областной государственный театр «Русский балет». Оставаясь преданным русской академической школе, сумели вывести коллектив в число самых знаменитых балетных трупп мира.

- Репертуар нашего театра постоянно обновляется постановками как классических произведений, так и произведений современных композиторов. Мы много и успешно гастролируем в Московской области, по стране и за рубежом.

Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Большая часть репертуара - классическое наследие: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Дон Кихот», «Шопениана», «Чиполлино». В труппе более 70 танцовщиков, среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. В театре постоянно работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии и США.

- Вячеслав Михайлович, вопрос на злобу дня. В связи с эпидемией театр «Русский балет» закрыт, как намерены жить дальше?

- Как и вся культурная Россия. К эпохе перемен нам не привыкать. На этот раз ситуация очень непростая, но надеемся на лучший исход. Главное, что и сегодня мы не расстаемся со своими зрителями. На канале YouTube, в Instagram и Facebook организовали бесплатный просмотр репертуарных спектаклей и видеофильмов.

Переход в онлайн-режим позволил нам показать зрителям балеты «Коппелия», «Бахчисарайский фонтан» и «Шехеразада». 1 апреля был премьерный показ фильма «Лебединое озеро» на Ангаре». Это рассказ об уникальном проекте театра - постановке балета «Лебединое озеро» на берегу великой сибирской реки. В минувшую субботу зрители имели возможность восторгаться зажигательным болеро из балета Л. Минкуса «Дон Кихот».

Дорогие друзья, сегодня, 13 апреля, в 12 часов приглашаю всех на комедийный одноактный балет «Привал кавалерии» (Канал YouTube театра «Русский балет»).

- Балет, простите за это сравнение, непрерывное производство. Как теперь артисты и лично Вы держите себя в форме?

- Все репетируют индивидуально. Организовываем занятия с помощью видео классов. У себя на даче переоборудовал одно из помещений в репетиционную комнату. Постелил линолеум, поставил станок, занимаюсь. Чтобы выдерживать марафон под названием балет, артисту необходимо постоянно быть в форме.

- Спасибо, Вячеслав Михайлович, за интервью. Здоровья Вам и процветания «Русскому балету»!

- И вам удачи!

Фото Игоря Самохвалова

Реклама на веке
Как разместить
Бельгийская компания будет получать животный жир и печень лабораторным способом В Китае наблюдается дефицит комплектующих для аппаратов ИВЛ
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются