Впрочем, такого же роста достиг и внутренний туризм в России. В преддверии летнего периода прошла традиционная выставка «Интурмаркет-2016», основная специализация которой – продвижение внутреннего туризма.
Побывать в Питере – и не приехать в Гатчину? Это, извините, нонсенс. Потому что давно известно, что пригороды Санкт-Петербурга заслуживают не меньшего внимания, чем архитектурные шедевры «метрополии».
«Архитектурная фантазия на тему рыцарского охотничьего замка». Такой своеобразный термин пришлось придумать искусствоведам для определения стиля Гатчинского дворца. Это единственный замок в пригородах Петербурга, идея возведения которого была предложена архитектором Антонио Ринальди и поддержана владельцем имения Григорием Орловым. Он получил Гатчинскую мызу в подарок от самой императрицы. Так Екатерина Вторая отблагодарила своего фаворита за верную службу.
В то время – в 1765 году – Гатчинская мыза уже была хорошо известным имением: в свое время Петр Первый преподнес его своей любимой сестре Наталье Алексеевне. Затем эти угодья принадлежали князю Куракину. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, сиятельный князь и камергер энергично проводил в Европе политику Петра, устанавливая широкие контакты во всех сферах международного общения. За три десятилетия владения Гатчиной видный дипломат и его наследники организовали здесь образцовое по тем временам хозяйство. Оно-то и досталось в качестве подарка Григорию Орлову – фактическому руководителю всей государственной жизни России с 1762 по 1772 год. Он был к тому же одним из основателей и первым президентом Вольного экономического общества – первого научного общества России. Известно также, что фаворит императрицы купил у наследников М.В. Ломоносова его архив, который хранил в своем Гатчинском дворце.
Быт «гатчинского помещика» Орлова был тесно связан с царской резиденцией. Камер-фурьерский журнал Екатерины Второй, в котором фиксировались подробности придворной жизни, пестрит сообщениями о посещениях императрицей Гатчины и ее времяпрепровождении здесь. Это и «обеденное и вечернее кушание», и «прогуливание» пешком и в таратайках по увеселительным местам и по озеру в маленьком ботике, и «забава в карты» то в «галерейке на берегу озера», то в прибрежной роще, и очень часто егерская или соколиная охота.
Орлов не только оценил роскошь царского подарка, но понял эстетическую прелесть удивительного природного района, о чем писал в 1766 году большому ценителю «нетронутой природы» Ж. Ж. Руссо: «Мне вздумалось сказать Вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности. Итак, Милостивый Государь, если такой уголок Вам по вкусу – от Вас зависит поселиться в нем». Одному Богу известно, почему французский энциклопедист побрезговал принять приглашение. Но Орлов, видимо, не сильно огорчился равнодушием европейской знаменитости, поскольку был увлечен обустройством собственного уголка России. Достаточно будет напомнить, что он пригласил в Гатчину знаменитого в Европе архитектора Антонио Ринальди, по проекту которого построен существующий ныне (с некоторыми деликатными переделками) замок-дворец и разбит парк.
Среди мастеров садового дела с тонким пониманием северной природы самое почетное место принадлежит англичанину Джеймсу Гекету. Он поступил на службу к графу Орлову в конце 60-х – начале 70-х годов 18 века и остался до конца жизни в России, непрерывно работая в Гатчине, где и скончался в 96-летнем возрасте. Садовода называли Яковом Ивановичем, и он в своем завещании 1833 года, оставляя капитал для ежегодного вспомоществования беднякам, написал: «Судьбе угодно было устроить, чтобы я, будучи иноземец, нашел себе новое любезное отечество – Россию и постоянное жительство в Гатчине…» Во всех гатчинских парках до сих пор сохранились следы ландшафтных композиций, принадлежащих Гекету.
После смерти бывшего фаворита Екатерина Вторая выкупила его гатчинское имение и подарила его наследнику престола, своему сыну Павлу. Так началась новая страница в истории старинной мызы. На протяжении тринадцати лет Гатчина была великокняжеской резиденцией и еще четыре года – императорской. Так получилось, что в Михайловский замок, где его настигла гибель, российский самодержец Павел Петрович перебрался за 40 дней до своей трагической кончины. То есть более трети своей недолгой жизни он прожил в Гатчине. Незадолго до щедрого подарка царственной маменьки Павел вернулся из длительного заграничного путешествия, которое совершил вместе с супругой под именем графа и графини Северных. За год и два месяца молодые Романовы посетили Италию, Францию, Австрию, Бельгию, германские государства, Швейцарию. Примечательно, что в 1782 году во дворце Трианон к празднику в честь Павла Петровича был приурочен выход поэмы Жака Делиля «Сады», ставшей эстетическим руководством для устроения романтических пейзажных парков. И, скорее всего, Павел эту поэму прочел. А в Польше ему был представлен архитектор Винченцо Бренна, которому суждено было сыграть значительную творческую роль в развитии ансамблей Павловска и Гатчины.
В 1796 году Гатчинский дворец стал главной резиденцией императора Павла, где на плацу ежедневно проводились смотры «гатчинских войск», а по озерам курсировал его «потешный флот».
Оценки историками личности и деятельности Павла Петровича чрезвычайно противоречивы. Различные точки зрения вам изложит экскурсовод, когда вы, не уподобившись французскому энциклопедисту, посетите и Гатчинский дворец, и Гатчинский парк. И расскажет массу былей и небылиц, связанных с Павлом (а заодно и с Керенским, он тоже причастен к Гатчинскому дворцу!).
Личность Павла Первого типична для эпохи европейского абсолютизма, к которой он принадлежал, и это обстоятельство, скорее, помогло, чем помешало созданию уникального дворцово-паркового ансамбля Гатчины. Не случайно все последующие Романовы очень любили это имение, несмотря на некоторую суровость внешнего облика дворца. Младший сын Павла Первого император Николай Павлович установил памятник на плацу перед дворцом: статуя находится около парапета, лицом ко дворцу и к плацу, как если бы император принимал парад.
Александр III с 1881 по 1894 год проводил в Гатчинской резиденции большую часть года вместе с семьей. Здесь прошло детство последнего российского императора Николая Второго.
Со сменой владельцев менялись интерьеры, что в конечном итоге создало в Гатчине уникальный историко-художественный музей, отразивший смену художественных вкусов и стилей на протяжении полутора столетий. А вот смена власти в Российской империи Гатчине не пошла на пользу, и можно считать абсолютным чудом сохранность парка в первоначальных границах, полностью восстановленный Большой Гатчинский Дворец, парадный партер и «Собственный садик» с беломраморными скульптурами и аллеями берсо.
Осталось добавить, что Гатчинский музей-заповедник работает с 10 до 18, выходной - понедельник, санитарный день – первый вторник месяца. Билеты и экскурсии можно заказать на сайте.