В этом году на ММКФ побывало около 72 тысячи зрителей, что на 8 тысяч больше, чем год назад. Это, по мнению режиссера, является главным показателем интереса к фестивалю. На смотре были представлены 364 картины из 48 стран, было организовано 522 сеанса. Фильмы для показов отбирали из 1880 лент.
Никита Михалков заметил, что мрачные фильмы являются отражением общемировой тенденции, картины с любого крупного фестиваля вызывают "желание пустить пулю в лоб себе или соседу".
"Мы пребываем в состоянии тяжелейшего человеческого кризиса. Конфликта двух людей, которых очень много в литературе и было много в кино, уже недостаточно. Нам нужно, чтобы нас пугали через 3D ", - объяснил кинематографист.
У людей выработалась привычка к внутренней катастрофе, зрителя перестала волновать смерть на экране. "Мы потеряли уважение и к жизни, и к людям, и от этого рождается тот самый кризис", - полагает Михалков.
Большинство фильмов вошедших в программу фестиваля являются провокационными, неоднозначными с точки зрения новейших российских законов о недопустимости пропаганды гомосексуализма и богохульства. В частности, приз зрительских симпатий достался голландской картине о геях "Маттерхорн".
На вопрос, не боится ли он, что в дальнейшем может потребоваться ограничивать свободу отборщиков, Никита Михалков заявил, что если "фестиваль попадет под законодательное преследование, я немедленно его оставлю".
Главной проблемой ММКФ его президент считает отсутствие у фестиваля постоянной прописки.
"Адрес у фестиваля должен быть в том месте, куда удобно приехать и поставить машину, где есть чем заняться между сеансами, где есть вода, где есть лодки, где есть возможность не только тупо смотреть кино и потом критиковать отборщиков, а есть возможность погрузиться в эту атмосферу кинематографа", - считает Никита Михалков.
Московский фестиваль - один из старейших в мире. Впервые он состоялся в 1935 году, тогда главой жюри был Сергей Эйзенштейн. Регулярным ММКФ стал в 1959 году. В этом году он прошел в 35-й раз. В разные годы его награды получали выдающиеся мастера мирового кино - Стэнли Крамер и Акира Куросава, Этторе Скола и Федерико Феллини, Кшиштоф Занусси и Анджей Вайда.