Модернизация аэропортов курируется на самом высоком уровне
Развитие авиаперевозок неразрывно связано с состоянием наземной инфраструктуры гражданской авиации, поэтому региональные аэропорты нуждаются в значительных инвестициях в их материально-техническую базу.
«Мы будем добиваться того, чтобы не нужно было летать из одного маленького населенного пункта в другой через Москву. Будем делать все для того, чтобы связанность страны была на должном уровне, чтобы граждане наши чувствовали это на себе», - отметил президент РФ Владимир Путин.
В рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» с 2019 года проводятся мероприятия по реконструкции инфраструктуры аэропортов. За четыре года было обновлено более 20 объектов. Об этом сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«В 2023 году мы отмечаем 100-летие российской гражданской авиации. Необходимость постоянного развития в этой сфере диктуется, конечно, размерами страны, а также постоянно растущим пассажиропотоком. Если мы не будем своевременно реагировать, модернизировать и переоснащать наши аэропорты, они перестанут справляться.
За четыре года действия специальной программы мы завершили реконструкцию на 21 объекте, 9 из которых находятся на территории Дальнего Востока, имеющего стратегический приоритет в региональной политике», – заявил Хуснуллин.
Масштабы и география реконструкции впечатляют
Красноярск
Масштабная реконструкция магистральной рулежной дорожки проведена в аэропорту Красноярска. Теперь ее протяженность составляет более 2,5 км. Такая модернизация позволит аэропорту принимать воздушные суда, взлетная масса которых составляет более 400 тонн, а самолеты не будут толпиться в очереди на руление.
За счет реконструкции была увеличена также пропускная способность терминала и взлетно-посадочной полосы. Теперь Красноярск готов принимать не 12, а 24 рейса в час.
Красноярский аэропорт имени Д. Хворостовского является одним из крупнейших аэропортов России с пассажиропотоком более 2,5 млн. пассажиров в год. Регулярные и чартерные пассажирские перевозки осуществляют здесь 20 авиаперевозчиков по 53 направлениям.
Челябинск
Завершен этап модернизации и в челябинском аэропорту, где в обновлении нуждались объекты аэродромной инфраструктуры аэропортового комплекса им. Курчатова, известного ранее как Баландино.
Выполненные работы позволили увеличить пассажиропоток до 2,5 млн. человек в год. В аэропорту расширена взлетно-посадочная полоса, реконструированы искусственные покрытия сети рулежных дорожек, увеличена площадь перрона до 257 тыс. кв. м, которых хватает для размещения 33 самолетов.
Челябинский воздушный порт, крупнейший на Южном Урале транзитный узел, получил третью категорию ICAO (международной организации гражданской авиации) и стал единственным всепогодным международным аэропортом региона.
Оренбург
Аэропорт в Оренбурге входит в опорную авиационную сеть России, поэтому работы здесь необходимо было вести с максимальной скоростью. В 2022 году после реконструкции открылась взлетно-посадочная полоса — строительство завершено с фактическим опережением на год. Обновленная ВПП к 2025 году позволит нарастить пассажиропоток до 1 млн. человек в год.
Татарстан
В нижнекамском Бегишево имени Н. В. Лемаева работы вообще велись в режиме действующего аэропорта — воздушная гавань не приостанавливала прием и отправку самолетов. Как итог — она стала безопаснее и экологичнее. По федеральному проекту «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» были реконструированы патрульная дорога и ограждение по периметру. Кроме того, были созданы локальные очистные сооружения.
Якутия
В 2021 году была завершена реконструкция вспомогательной инфраструктуры аэропорта Верхневилюйск в Республике Саха (Якутия). Было завершено строительство аэровокзала пропускной способностью 35 пассажиров в час, расходного склада горюче-смазочных материалов на 240 кубометров, реконструировано ограждение аэропорта с контрольно-пропускным пунктом общей протяженностью 4,5 км. Этот объект первым в Якутии был включен в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Кроме верхневилюйского в Якутии завершена реконструкция еще четырёх аэропортов - Белая Гора, Депутатский, Хандыга и Сангар.
Аэропорты с «нуля»
Ростов-на-Дону
В 2017 году в Ростове-на-Дону состоялось открытие нового международного аэропорта Платов, который заменил старый аэропорт, находившийся на проспекте Шолохова.
Пропускная способность - 2 тыс. пассажиров в час, 5 млн. в год. Эта воздушная гавань - самая крупная из построенных аэропортов. В 2018 году обслужено 3,236 млн. человек. По итогам 2020 года Платов занял 13-е место среди российских аэропортов-миллионников.
Если количество рейсов будет расти, проект аэропорта предусматривает расширение без ограничения текущей деятельности.
Саратов
Новый саратовский аэропорт Гагарин стал вторым в истории современной России международным аэропортом, построенным с нуля. В первый день работы 19 августа 2019 года эта воздушная гавань приняла четыре рейса из Москвы и один из Антальи.
Пропускная способность – 1 млн. пассажиров в год, 570 пассажиров в час. Взлётно-посадочная полоса аэропорта имеет длину 3000 м, ширину - 45 м. Она позволяет принимать дальнемагистральные самолеты А-310 и А-300, среднемагистральные – Ту-204 и А-319, ближнемагистральные – Як-42, SSJ-100-95 и другие классом ниже. Пропускная способность аэропорта составляет 15 взлетно-посадочных операций в час с увеличением до 45 при вводе третьей очереди.
Тобольск
Аэропорт Ремезов в Тобольске Тюменской области – первый в современной истории России аэропорт, построенный с нуля для города с населением менее 0,5 млн. человек. Введен в эксплуатацию осенью 2021 года.
Пропускная способность - 380 пассажиров в час. Взлётно-посадочная полоса длинной 2400 м и шириной 45 м позволяет принимать А-321, Б-737, Суперджет и более лёгкие типы самолетов.
Готовы ли к софинансированию аэропортов инвесторы
Одной из крупнейших концессий по развитию аэропортов в России стала передача в 2010 году санкт-петербургского аэропорта Пулково в управление «Воздушным воротам Северной столицы».
Консорциум в составе «ВТБ капитала», оператора аэропортов Fraport, суверенного фонда Катара и международных инвесторов уже вложил в модернизацию Пулково 1,2 млрд. евро. В 2021 году концессионер приступил ко второму этапу развития аэропорта, который оценивается более чем в 40 млрд. рублей.
В свете безальтернативного развития перевозок внутри страны привлечь частные деньги реально, говорит директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. По его словам, аэропорты Новосибирска и Ставрополя могут стать хорошими хабами для дальнейших перелетов на Дальний Восток и на Северный Кавказ соответственно.
Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, напротив, полагает, что частные инвесторы вряд ли согласятся вкладываться в развитие региональных аэропортов. По его словам, окупаемость любого аэропорта занимает не менее 10 лет.
«Вряд ли частный инвестор на это пойдет, это могут быть только госинвестиции. Но их, как всегда, не хватает», – констатирует глава ассоциации. Он считает необходимым в условиях санкций сделать упор на производстве российской авиатехники. В противном случае может получиться так, что в отстроенные аэропорты будет не на чем летать, отмечает Горбачев.
Между тем, аэропорты имеют огромное влияние на экономическую деятельность регионов. Россия с ее обширными территориями остро нуждается в развитии внутренних воздушных направлений, которые смогут обеспечить транспортную доступность и связанность российских территорий.