Точный текст поправки станет известен при вынесении проекта на голосование в нижней палате парламента. По данным СМИ, ее смысл сводится к следующему: физлица - налоговые резиденты других стран, включенные в «санкционные списки», вне зависимости от того, пребывали они на территории РФ или нет, будут иметь возможность отказаться от российского налогового резидентства. Перечень стран и объединений, чьи санкции позволят освободиться от статуса налогового резидента, составит правительство. Чтобы воспользоваться данной возможностью, необходимо будет подать в ФНС заявление, к которому будет приложен документ, подтверждающий факт налогового резидентства в другой юрисдикции.
Сейчас налоговое резидентство в России определяется по «календарному» признаку. Резидентами считаются физлица, которые провели на территории страны не менее 6 месяцев в течение года. Для нерезидентов ставка подоходного налога составляет 30% (вместо стандартных 13%), но при этом они не платят налоги на зарубежные доходы. Резиденты же, формально, должны совершать налоговые отчисления в бюджет РФ со всех своих доходов. Впрочем, на практике двойного налогообложения позволяют избежать международные соглашения, подписанные Россией.
Уже сейчас очевидно, что данная поправка будет распространяться не на всех россиян, попавших в персональный «санкционный список», который включает в себя несколько сотен физлиц. Все дело в том, что большая часть фигурантов — военные или политики, которые лишены возможности иметь второе гражданство или резидентство. Исключение составляют украинские граждане, живущие на территории РФ (например, экс-президент Украины Виктор Янукович), а также ряд российских бизнесменов Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг, глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Эксперты называют предложенную депутатами поправку «странной» — даже если предположить, что она была разработана в интересах нескольких физлиц. По их словам, в теории она может дать возможность не платить налоги лишь лицам, попавшим в «санкционный список», резидентство офшоров. В случае же с резидентами «нормальных» стран вроде Великобритании и Кипра, то они и так могут уйти от уплаты налогов в России. На текущий момент информация о том, что кто-либо из подпавших под санкции с 2014 года (поправки дают право вернуть НДФЛ, уплаченный с начала действия санкций) является налоговым резидентом вне России как физлицо отсутствует. А вот резидентов, приобретших, например, резидентную визу в Дубае, данная поправка действительно освободит от декларирования зарубежных доходов. Однако эксперты называют данное решение чрезвычайно грубым, отмечая, что есть множество способов не брать с таких граждан налог и «без этих кульбитов».
Пока что смысл поправки теоретически усматривается лишь в освобождении «нерезидентов под санкциями» от подачи отчетов по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Как отмечают эксперты, это станет своеобразной компенсацией патриотам – резидентам иностранных государств. Не исключено, что поправки направлены на упреждение возможного ужесточения санкций — в случае, если кто-то окажется внесен в «черный список» и вернется в Россию, у него будет возможность вернуть себе подоходный налог, уплаченный в РФ. Теоретически действие поправки может распространиться и на иностранцев, подпавших под санкции и решивших перебраться в Россию. После получения в РФ статуса налогового резидента, с них, видимо, не будут высчитывать НДФЛ.
Заметим, что в будущем ситуация с разделением физлиц на резидентов и нерезидентов может измениться, поскольку ранее власти заявили о намерении отказаться от использования исключительно «календарного» признака. Как отмечал осенью прошлого года глава ФНС Михаил Мишустин, в будущем в расчет будут браться и другие критерии резидентства, используемые в международной практике. Так, в ряде стран ключевым критерием является не нахождение в стране физического лица, а проживание в ней его семьи, а также расположение основного бизнеса или работы.
Напомним, что обострение отношений между Россией и странами Запада произошло на фоне украинского кризиса. США и страны ЕС, а также их партнеры вводили санкции в отношении РФ в несколько этапов с середины марта 2014 года. Первым поводом стало вхождение Крыма в состав России. Сначала Запад ввел точечные санкции против отдельных физлиц и компаний, а затем ограничительные меры распространились на целые сектора экономики: финансовый, энергетический и оборонный.
Последние санкции против РФ были введены в конце декабря 2016 года. Под них подпали 9 российских учреждений, компаний и физических лиц, в том числе ГРУ и ФСБ. Поводом стали подозрения в причастности Москвы к кибератакам на США.
Накануне Европейский совет принял решение о пролонгации на ближайшие полгода персональных ограничений в отношении ряда российских граждан и юридических лиц. Фигуранты «черного списка» не имеют права въезжать в государства европейского сообщества, принадлежащая им недвижимость в странах ЕС в случае обнаружения таковой подлежит аресту, а банковские счета – заморозке. Необходимость в продлении ограничений была вызвана тем, что срок их действия завершался 15 марта нынешнего года.
В пояснении к решению отмечалось, что фигуранты списка своими действиями причинили ущерб суверенитету Украины, а также нарушили территориальную целостность этого государства.
Обновленный перечень насчитывает 150 фамилий. В числе фигурантов – граждане как РФ, так и Украины. Россияне, включенные в список, как правило, являются депутатами Госдумы и членами Совфеда, входят либо входили в крымское и севастопольское правительства, либо занимают руководящие должности в непризнанных республиках Донбасса.