Наиболее революционный из возможных сценариев предполагает отказ от партийных списков. По мнению экспертов, такое решение позволит власти сбить с толку настроенных неблагосклонно избирателей, которые при голосовании выплескивают энергию. Кроме того, подобный сценарий позволит эксплуатировать усталость электората от малой продуктивности партий. Наиболее явными недостатками данной реформы называются возможный выход из-под контроля прошедших в Госдуму парламентариев и рост конкуренции внутри элит за создание лоббистских фракций.
Впрочем, авторы признают, что возможный сценарий с отказом от партийных списков выглядит двойственным: в публичной повестке его нет, но и «отторжения пока не видно». При этом они отмечают, что на многих региональных и партийных выборах наблюдается сокращение числа депутатов, которые избираются по партийным спискам. В связи с этим такой сценарий интересен властям своей простотой и неготовностью оппозиции к подобному развитию событий.
Другие политологи подчеркивают, что данный сценарий упростит решение краткосрочных задач по созданию лояльного большинства, но в перспективе чреват нарастанием неуправляемости нижней палаты парламента.
Еще один из предложенных сценариев предполагает, что в Госдуме сохранится четыре фракции. Данный алгоритм комфортен для власти, поскольку исключает риски при реализации реформ. Минусом такого сценария является невозможность реализовать запрос общества на шоу, который формируется под влиянием политических кампаний в странах бывшего СССР. Вопросы вызывает и физическое состояние первых лиц думских партий, поскольку в 2021 году главный коммунист Геннадий Зюганов отпразднует 77-летие, а лидер либерал-демократов Владимир Жириновский – 75-летие.
В свете старения «фронтменов» основных партий сам по себе напрашивается третий сценарий, который предполагает замену первых лиц. Впрочем, эксперты не исключают, что развитие событий может оказаться чуть более радикальным и тогда будут продвинуты новые партии взамен старых. Для проведения грамотных партийных изменений перед предстоящими выборами потребуется «серьезное администрирование», которое будет сопряжено с серьезными рисками, отмечают эксперты фонда «Петербургская политика».
Также одним из возможных вариантов развития событий эксперты назвали выдвижение нескольких лояльных к власти партийных списков. Это «размоет «полюс зла» в глазах критически настроенных избирателей», но с высокой вероятностью произойдет «радикализация риторики в рамках межпартийной критики», говорится в докладе.
Наиболее вероятным, по мнению экспертов, является реализация через два года наиболее консервативного сценария. «На практике все останется по-прежнему, и в Госдуме будут те же четыре партии, что и сейчас. Этот сценарий удобен, потому что он инерционный, не требующий инициативы и не приводящий к ответственности», - отмечают эксперты.
Внедрение двухпартийной системы политологи считают маловероятным из-за риска раскола элит. Хотя допускается, что в случае провала «Единой России» на выборах 2019–2020 годов власти могут пойти на отдельные реформы вроде введения партийного правительства.