Напомним, что ранее размещением военных заказов занимались десятки организаций, которые существовали при каждом роде войск. Однако с 2001г., их количество было сокращено, соответствующие структуры были выведены из состава всех видов войск и подчинены замминистра обороны. Новое ведомство будет формироваться на основе тех организаций, которые сейчас в Минобороны ведают госзаказами.
По мнению президента Внешторгбанка, Михаила Задорнова: - С армией, всегда были сложности. Дело в том, что с одной стороны ясно, что нужно увеличивать оборонный заказ, таково было решение еще в 2000 году Совета безопасности, и это правильно, потому что, видимо, негоже, когда мы продаем за границу те самолеты, которые еще не стоят на вооружении в собственной армии. С другой стороны, я уверен, что до тех пор, пока у нас нет военной реформы, она вообще фактически не двигается, сколько денег армии ни выделяй. Это не приведет к результату, поскольку совершенно очевидно, что изменения структуры армии, без перехода на контрактную армию практически эти деньги неэффективно используются, они не дают результата.
Между тем, Сергей Иванов утверждает, что загруженность российского оборонно-промышленного комплекса за последнюю пятилетку увеличилась на 40%, дополнительно создано 75 тысяч рабочих мест. Причем, государственный оборонный заказ ежегодно увеличивается на 40%.
С Министром обороны не согласен Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По словам главного сенатора, в России сейчас крайне низкий уровень финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также закупок вооружения и военной техники. Это фактически привело к угрозе утраты передовых технологий. Яркий пример - космическая система Энергия-Буран. Во-вторых, это невосполняемый износ основных фондов ряда предприятий ОПК страны достигает 80%. С другой стороны потеря кадров за последние 10 лет составила около 70%. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК работников превышает 50 лет, а в науке - 60 лет. По оценке руководителей предприятий ОПК, только 38% работающих соответствуют современным требованиям, а 65% директоров отмечают нехватку инженеров и 67% - нехватку квалифицированных рабочих. Есть и другие причины. В частности, низкая - всего 20% - загрузка производственных мощностей ОПК; значительный фискальный гнет на разработчиков интеллектуальной продукции; угроза банкротства. Через процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) прошли многие крупные и важные для оборонной промышленности предприятия. Военная отрасль сейчас в очень тяжелом положении.
Между тем, создание нового ведомства, вызывает среди некоторых экспертов удивление. Дело в том, что в нашей стране уже существует, Федеральная Служба по оборонному заказу. Создание новой структуры, даже с самыми благими намерениями приведет лишь к новому витку коррупции. От нее не спасет и то, что сотрудники агентства будут состоять из гражданских лиц.
Доктор технических наук, генеральный конструктор МАК Вымпел Александр Меньшиков говорит: - Прежде чем создавать очередную структуру по оборонному заказу, необходимо обеспечить целый комплекс мер. Эти меры должны включать активную, даже агрессивную политику по завоеванию экспортных рынков оружия и другой продукции военно-промышленного комплекса. Для ее проведения необходимы согласованные энергичные меры всех государственных ведомств. Только в бреду можно себе представить ситуацию, когда, например, по вопросам поставки криогенных ракетных двигателей Индии или ядерных реакторов Ирану внешнеполитическое, ракетно-космическое и ядерное ведомства демонстрируют различие своих позиций всему миру. Нужно ясно отдавать себе отчет, что в этих вопросах друзей у нас нет.
Несмотря на самые радужные надежды Сергея Иванова, уже сегодня становиться понятно, что агентство по размещению заказов на поставки вооружений, военных и специальных средств, это очередная потемкинская деревня, создаваемая с целью, прикрыть и без того неприглядное состояние оборонки.