За 2018 год сильнее всего выросли тарифы на водоснабжение и водоотведение
По данным Росстата, сильнее всего повысились цены на водоотведение – на 5,7 процента, холодное водоснабжение – на 5 процентов и горячее водоснабжение – на 4,4 процента.
В наступившем 2019 году тарифы платы за жилищно-коммунальные услуги будут повышены дважды. Первое повышение состоялось 1 января. Таким образом, тарифы уже выросли на 1,7 процента к июлю 2018-го. Второе повышение состоится 1 июля 2019 года, когда тарифы будут увеличены еще раз – на 2,4 процента к текущему уровню.
При этом в конце декабря 2018 года Минстрой России письменно предупредил вице-премьера Дмитрия Козака об угрозе дальнейшего роста тарифов на электричество и водоснабжение. Это произойдет в случае введения оплаты неиспользуемого потребителями резерва электросетевой мощности, на котором настаивает Минэнерго. В Минстрое считают, что это увеличит затраты на электроэнергию котельных и водоканалов и придется либо заложить их в тарифы ЖКХ, либо сокращать ремонты. Предполагается, что наиболее сильно изменения могут ударить по водоканалам, у которых на электроэнергию идет 25% затрат, а рост различных тарифов ЖКХ может составить 3-5%. В этом случае произойдет и прирост тарифов тепловиков и водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).
Неуклонный рост тарифов на водоснабжение и канализацию постоянно ударяет по кошельку потребителей. Но при этом практически никак не решает проблемы водоканалов, которые существуют в условиях постоянной нехватки средств и вынуждены срезать программы реновации систем водоочистки и водоподготовки, а также трубопроводных сетей.
Ситуация в отрасли водоснабжения и канализации действительно чрезвычайно сложна, поэтому о повышении качества предоставления услуг в ближайшей перспективе, увы, говорить не приходится. Износ водопроводных сетей в РФ в различных регионах составляет от 50 до 85 %. Согласно данным РОССТАТа, в России около 44 % трубопроводов уже сейчас требуют замены, что влечет за собой неуклонный рост аварий (97 635 аварий на сетях водоснабжения и водоотведения в 2016 году).
Негативным следствием плачевного состояния системы водоснабжения является неуклонный рост потерь воды питьевого качества, прошедшей дорогостоящую процедуру очистки, в процессе ее транспортировки потребителю (от 23 % до 50 % от всего объема подаваемой воды в различных регионах). По самым скромным подсчетам в денежном эквиваленте такие потери оцениваются в 42,6 млрд. рублей.
Удручающая картина складывается и в сфере водоотведения (канализации). В замене нуждается 45 % сетей, а дополнительные затраты на неучтенную транспортировку и очистку сточных вод в целом по России составляют 32,9 млрд.руб. Дырявые канализационные сети, потери в которых только по официальным данным РОССТАТа, составляют более 30 %, наносят несопоставимо больший экологический урон в сравнении с проблемой скопления ТБО, ведь за счет протечек происходит загрязнение неочищенными промышленными стоками и отходами жизнедеятельности человека почвы, подземных вод и источников забора питьевой воды. А это чревато массовыми отравлениями населения.
Итого потери водоканалов в год (утечки + неучтенные затраты + аварии) достигают 87,2 млрд. руб., что эквивалентно 25% оборота отрасли. Реновация сетей происходит крайне медленно, не превышает 1,5% от общей их протяженности в год, при том что темпы нарастания износа составляют 3% в год.
Очевидно, что рост тарифов не способен решить год от года усугубляющиеся проблемы. И, к сожалению, даже ФЦП «Чистая вода» нацпроекта «Экология» на период до 2024 года, призванная повысить обеспеченность населения РФ качественной питьевой водой, не сможет ощутимо улучшить ситуацию, если не будет выработана единая государственная техническая политика в сфере водоснабжения и водоотведения РФ.
Крайне важно сократить водопотери при транспортировке воды, ведь это деньги потребителей, которые просто утекают в землю. Необходимо произвести замену огромного фонда изношенных трубопроводов, причем на качественные, надежные и долговечные сети обязательно со сроком службы более 50 лет. Это позволит сэкономить на аварийно-восстановительных работах, которые сегодня являются «черной дырой» в бюджете любого водоканала. Нужно принять целый комплекс мер по борьбе с реализацией и использованием при строительстве водопроводов контрафактных и фальсифицированных труб с непрогнозируемо малым сроком службы и высокой аварийностью. Учитывая, что сегодня доля поддельных труб на трубном рынке оценивается в 35 % и более, нетрудно представить масштаб задач.
В условиях перманентно ограниченного финансирования отрасли водоснабжения и водоотведения, в первую очередь, важен максимально рациональный, экономически грамотный подход к расходованию средств и выбор максимально эффективных и надежных технологий строительства и ремонта жизненно важных водонесущих коммуникаций. Этот процесс не может осуществляться исключительно по рыночным принципам, но должен регулироваться соответствующими техническими регламентами общенационального значения.