Уровень потребительского оптимизма жителей России в минувшем году достиг максимально высоких отметок с 2015 года, пишут «Известия» со ссылкой на исследование Банка России, посвященное инфляционным ожиданиям. В конце 2017 года индекс потребительских настроений достиг 99 пунктов, что на 7 единиц превышает показатель годичной давности. Данный индекс позволят экономистам спрогнозировать динамику потребительских расходов жителей страны. Он базируется на социологических опросах, данных о фактических продажах и показателей изменений в экономике государства.
Составители доклада отмечают, потребительский оптимизм начал повышаться параллельно с окончанием острого периода экономического спада. Россия адаптировалась к глобальному снижению нефтяных котировок, и работодатели начали повышать реальное жалованье сотрудников. Помимо количества и стоимости покупок за собственные средства, показателем, указывающим на рост потребительских настроений, указывается стремительный рост в сегменте ипотечных займов, отмечают в регуляторе.
В свою очередь, как подсчитали в Агентстве ипотечного жилищного кредитования, драйвером прироста ипотеки стало снижение ставок, которые сейчас составляют 9-9,5% годовых. Займами на сумму 2 трлн рублей воспользовались почти 1,1 млн россиян, что является историческим максимумом. Положительную роль сыграло и падение инфляции до 2,5%. Жители страны допускают, что в нынешнем году рубль обесценится на 10%, что также является абсолютным минимумом. Рост цен на товары и услуги граждане ждут в пределах 8,7%.
Собеседники в регуляторе говорят, падение инфляционных ожиданий в мировой практике происходит медленнее, нежели замедление инфляции как таковой. А завлабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова считает, что потребительский оптимизм россиян будет повышаться и дальше. В своей оценке экономической ситуации граждане руководствуются общедоступной информацией – стабильностью курса рубля и отсутствием масштабных потрясений. А глава Института стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев полагает, что в 2018 году настроения потребителей заметно не улучшатся, но и не упадут, что станет хорошим достижением.