Промышленно-торговое ведомство не поддержало предложение ритейлеров ввести государственное регулирование стоимости эквайринга – обслуживания платежными кассовыми терминалами одного банка пластиковых карт покупателей, эмитированных другими банками. Ответ министерства, который имеется в распоряжении «КоммерсантЪ», завизировал его замглавы Виктор Евтухов. Документ направлен Федеральной антимонопольной службе, которая по поручению правительства также занимается вопросом регуляции расценок на эквайринг.
В профильном министерстве отмечают, что опыт других стран, пытавшихся ограничивать банковские комиссии, не оказался положительным. Для компенсации выпадающих доходов кредитные организации могут повысить стоимость своих услуг для граждан, а также свернуть программы лояльности, которые сегодня действуют для клиентов, оплачивающих покупки картами. Заработанные на эквайринге деньги банки частично возвращают держателям карт в виде скидок либо бонусов. В то же время, оснований считать, что магазины после удешевления эквайринга снизят стоимость товаров, нет.
Издание отмечает, еще в конце 2016 года ритейлеры призвали правительство ввести максимальные ставки эквайринга. Подобные ограничения действуют в США и ЕС. В частности, в европейском сообществе, в зависимости от типа карт, ставки эквайринга составляют 0,2-0,3%, а среднероссийские расценки находятся на уровне 1,5% от размера транзакции. В конце прошлого года зампред правительства Дмитрий Козак отдал поручение участникам рынка, Банку России, антимонопольной службе и финансовому ведомству целесообразность регулирования эквайринга. Центробанк и ФАС идею оценили критически. В Минпромторге также считают, что торговые сети самостоятельно должны находить компромисс с банками-эквайерами.
Участники финансового рынка позицию правительства разделяют. Как пояснил глава департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек, комиссии зависят от оборота той или иной сети, и составляют от 0,6% до 1,8% стоимости покупок. А глава по развитию эквайринга «Альфа-банка» Денис Хренов указывает, что иногда банкиры идут на уступки ритейлерам, устанавливая комиссии ниже минимально рентабельных.