Последние полтора года наиболее активным лоббистом льгот для нефтеперерабатывающей отрасли является глава «Роснефти» Игорь Сечин, который хлопочет не только за свою компанию, но и за «коллег по цеху». Еще в начале прошлого года он обратился к правительству с предложением ввести возвратный акциз на нефть, который призван поддержать заводы «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» (принадлежит Эдуарду Худайнатову). После этого он не раз возвращался к этой теме как на встречах с членами правительства, так и с президентом РФ Владимиром Путиным. Минувшей осенью Сечин попытался добиться льгот, увязав их с реформой налогообложения в нефтедобывающем секторе. Стоит отметить, что расположенные на территории РФ заводы «Роснефти» недостаточно технологичны, в связи с чем страдает их экономика. Как отмечают эксперты, чем современнее НПЗ и чем больший объем светлых нефтепродуктов он производит, тем выше его рентабельность. «Роснефть» крайне неохотно вкладывала деньги в обновление своих заводов, предпочитая приобретать высокотехнологичные НПЗ за рубежом. Вместе с тем другие крупные нефтяные компании («ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть») практически завершили модернизацию своих НПЗ.
В итоге Сечину удалось добиться желаемого – правительство намерено предоставить расположенным далеко от экспортных рынков заводам возвратный акциз на нефть, а также прибавку за счет повышающего коэффициента в ходе реализации маневра.
В результате на повышенную компенсацию могут рассчитывать заводы «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Гапзпром нефти», а также ряд других предприятий.
Согласно предварительным оценкам, новые льготы в ближайшие 6 лет обойдутся бюджету в 330 млрд. рублей. Впрочем, пока законопроект еще не утвержден правительством, а, следовательно, его параметры и стоимость могут измениться.
О мерах по поддержке попавших под санкции нефтегазовых компаний стало известно 14 июня. Предполагалось, что налоговый маневр завершится в 2019-2024 годах. За это время экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно снизится до нуля, а НДПИ вырастет.
Аналитики отмечают, что идея с поддержкой удаленных от экспортных рынков НПЗ выглядит достаточно логично. Однако, добавляют они, главный вопрос заключается в том, во сколько обойдутся такие меры поддержки.
Отметим, что ранее Сечин также предложил перенести уплату акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправки. Впрочем, правительство данной инициативы не поддержало. В Минфине заявили, что считают данный вариант неприемлемым, поскольку в подобном случае власти получат вместо нескольких десятков плательщиков «очень и очень много», что существенно усложнит налоговое администрирование. А это, судя по всему, одна из главных проблем отечественной налоговой системы, которую ей не удается преодолеть с начала 90-х годов прошлого века.
Стоит отметить, что, кроме того, весной Сечин обратился к Путину с просьбой предоставить налоговые льготы для компании на 145 млрд. рублей. Свою просьбу глава «Роснефти» обосновал неравными условиями из-за положения НПЗ вблизи границы и внутри страны.