Переход Ростуризма в подчинение Минэкономразвития может повлечь усиление госконтроля за компаниями, работающими на рынке выездного туризма. Обновленные требования к отчетности туроператоров ведомство Максима Орешкина уже разработало. Указывается, что они вводятся в интересах клиентов турагентств, сообщает РБК, в распоряжении которого имеется проект.
Нынешний формат отчетности был введен в 2017 году и предусматривает передачу участниками рынка данных о количестве туристов, купивших заграничные путевки, и уплаченной ими сумме. На основании этих данных начисляются взносы операторов в резервные фонды, которые активируются для возврата на родину и выплаты компенсаций клиентам в случае краха компании. Однако крах компании «Натали Турс» продемонстрировал неэффективность подобного подхода – заявленные операторов масштабы деятельности оказались намного скромнее реальных, и перечисленных компанией в резервные фонды денег хватило для расчетов с туристами в соотношении 4,9 рубля за каждые уплаченные 100 рублей.
Поэтому в Минэкономразвития планируют обязать операторов отчитываться и о числе клиентов, и о цене туров, как суммарной, так и средней. Именно заявленная участниками рынка в 2016-2017 годах стоимость поездок выглядела сомнительно: отдельные компании декларировали цену тура на уровне 100 рублей с человека. Исполнительный директор туроператора «Интурист» Сергей Толчин говорит, новые правила не вызовут затруднений у добросовестных участников рынка.
Также в новом порядке может быть прописана необходимость декларирования числа туристов, имеющих стразовые полисы на лечение заграницей. Приобретение таких страховок осуществляется добровольно, однако отказ клиенты обязаны подкрепить соответствующей распиской. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе говорит, данные о количестве оформленных страховок позволят выяснить реальное число туристов. Заместитель гендиректора страховой компании ERV Юлия Алчеева добавляет, как правило, такой полис является частью тура, и покупается всеми клиентами. Однако туроператоры нередко продают страховки отдельно – например, гражданам, которые путешествуют самостоятельно. Поэтому застрахованных лиц может оказаться намного больше, чем собственно туристов.