Эксперты Центра стратегического развития и РАНХиГС проанализировали государственное участие в основных сегментах экономики. Выяснилось, что за последние 3 года доля государства в топливно-энергетическом и электроэнергетическом комплексах, финансовом секторе, коммуникационном и технологическим сегментах, возросла на 4% и достигла 46,7%. В исследовании не были учтены данные за нынешний год, поскольку они будут подсчитаны только к концу 2019 года.
В 2015-2017 годах государство стремительнее всего наращивало долю в финансовом секторе – на 9,1%, после чего она составила 31,6%. Наибольшей оказалась доля государства в технологическом сегменте – 91,1% (плюс 1,7%), далее с большим отставанием следует электроэнергетика – 44,1% (плюс 5,1%), топливно-энергетический комплекс – 41,1% (плюс 3,6%), замыкает список коммуникационная отрасль – 25,9%, где доля государства не менялась.
Соавтор доклада, завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов говорит, заявления и практические шаги государства принципиально расходятся: на словах идет противодействие огосударствлению, однако на деле государство наращивает контроль над компаниями. Это делается для ручного контроля над экономикой, причем стремление государства упростил кризис, в котором оказались многие частные компании, отмечает эксперт.
Напомним, руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин ранее заявил, что переход под контроль государства трех крупных коммерческих банков – «Открытие», «Промсвязьбанка» и «Бинбанка» - нарастил государственную долю в экономике в целом на 0,2-0,3%, а приобретение «Внешторгбанком» ценных бумаг продовольственного ритейлера «Магнит» - сразу на 1,4%. При этом акции самого «Внешторгбанка», как и «Сбербанка», государство в 2019-2021 годах продавать не будет, хотя ранее этот шаг и анонсировался. Впрочем, замдекана экономического факультета МГУ Александр Кудрин говорит, разгосударствление как самоцель опасно, поскольку выход из определенных секторов государства-моноплиста может возвести в этот статус частные структуры, вследствие чего проиграют интересы потребителей.