Нерациональная логистика почтовиков, при которой большая часть посылок и корреспонденций из-за рубежа проходила через «бутылочное горлышко» одного международного почтамта в Москве, привела к срывам сроков доставки, а продавцы популярных иностранных интернет-магазинов стали отказывать россиянам в оформлении заказов. Впрочем, и вторая основная функция «Почты России» - подписка на газеты и журналы, вызвала вопросы проверяющих из Счетной палаты РФ.
Российские власти компенсировали из бюджета почти 3 млрд. рублей убытков, которые понесла в 2009 году ФГУП «Почта России», сдерживая рост тарифов на услуги по приему заказов на подписку и доставку печатной периодики. Но, как сообщила накануне Счетная палата РФ, в расчет госсубсидий были включены затраты и на доставку изданий «сомнительного развлекательного характера, не имеющие социальной значимости», таких как «СПИД-инфо», «Ступени Оракула» и «Каббала сегодня». Стало быть, резюмирует руководство СП, подобные действия ФГУПа нельзя считать эффективным использованием государственных средств. К слову, почтовики, сдерживая цены на свои услуги по подписке и доставке печатных изданий, несут значительные финансовые потери.
По данным самой «Почты России», в 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 млрд. рублей, а в 2009 году увеличился до 3,03 млрд. рублей. При этом из бюджета предприятию было компенсировано 1,6 млрд. рублей в 2008 году, а в 2009 году - еще 2,99 млрд. рублей. Получается, что часть «драгоценных» госсредств ушла на субсидирование вышеперечисленной сомнительной литературы, а «Почта России» вновь нуждается в поддержке государства.
Как пояснили «Веку» в пресс-службе «Почты России», почтовики не имеют права вмешиваться в критерии отбора и перечень изданий, доставка которых должна субсидироваться. Госпособие автоматом распространяется на все издания, включенные в подписные каталоги, с которыми можно ознакомиться в любом почтовом отделении страны.
«В настоящее время субсидии предоставляются ФГУП «Почта России» Федеральным агентством связи на основании Федерального закона о федеральном бюджете, постановления правительства Российской Федерации и приказа Министерства связи и массовых коммуникаций. На основе данных законодательных актов субсидирование осуществляется для всех СМИ, распространяющихся по подписке. Государство дотирует доставку прессы читателям, исходя из необходимости обеспечения равного доступа своих граждан к информации. Критерии отбора и перечень изданий, доставка которых должна субсидироваться, относятся к исключительной компетенции государства», - сообщили представители «Почты России».
В Россвязи «Веку» сообщили, что вопрос определения перечня изданий, подпадающих под субсидирование, обсуждался неоднократно. «Федеральное агентство связи действительно является распорядителем субсидий на доставку печатных изданий. Однако в правилах субсидирования, на основании которых работает Россвязь, не указаны критерии и порядок отбора печатных изданий, доставку которых целесообразно субсидировать, так как определение критериев не является полномочием Россвязи», - говорит пресс-секретарь этого ведомства Екатерина Фирсова.
По ее словам, этот вопрос действительно актуален и требует решения Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, как регулятора в отрасли. Имеющийся перечень изданий нужно действительно пересматривать, а затраты почтовиков – оптимизировать, чтобы в итоге государство не субсидировало доставку подобной «макулатуры», считает член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель.
«Нужно направлять усилия, прежде всего, на распространение и на господдержку тех СМИ, которые являются достаточно серьезными, общенациональными, несут какую-то социальную нагрузку. На мой взгляд, если человек хочет выписывать, предположим, «СПИД-инфо» - то совершенно необязательно за это должно платить государство. Я считаю, что «Почта России» должна пересмотреть этот список изданий и выкинуть из него подобные. А не говорить, дайте нам больше денег», - заявил депутат «Веку».
Возможно, решить вопросы подписки и доставки периодики почтовикам помогут вышестоящие инстанции, но вот с проблемой доставки заграничных почтовых грузов должно разбираться само ФГУП. С начала этого года срок доставки «Почтой России» посылок из-за рубежа вдруг увеличился с двух недель до двух месяцев. Из-за такой нерасторопности наших почтовиков продавцы иностранных интернет-магазинов остерегаются работать с российскими покупателями, и это вызвало волну возмущения граждан, ведь заказы товаров по интернету набирают в России все большую популярность.
Свое негодование россияне выплескивают в блогосферу: «Почта России» жжет! Посылка, отправленная 9-го декабря, только что добралась до адресата. 4 месяца - это нечто!», «Трекинг (отслеживание почтовых отправлений – ред.) говорит, что на пятый день после отправки из США посылка уже ушла с нашей таможни, дальше следов нет - остальное время посылка болталась где-то в России», «Причем тут таможня? Ага, а две недели по Москве - тоже таможня виновата? Или, быть может, ГАИ?», - возмущаются пользователи Интернета. Примечательно, что эта проблема коснулась и депутата Роберта Шлегеля – представителя парламентского комитета, призванного, в том числе, мониторить работу почтовиков.
«Новогодние каникулы я провел за границей, и 9 января отправил несколько самых обычных открыток в Москву, в Московскую область, в Рязань и в Краснодарский край. И все они пришли адресатам только в конце марта. Я, конечно, уже давным-давно вернулся в Россию, всем рассказал о своем отдыхе, показал все фотографии, а спустя почти три месяца меня «догнали» открытки. А еще при мне две пары из России отправляли посылки в Москву, чтобы не переплачивать за перевес в аэропорту. Я более чем уверен, что они до сих пор не дошли до них. Представьте, что ваши личные вещи три месяца болтаются неизвестно где – это же катастрофа!», - возмущается Роберт Шлегель.
По его словам, представители думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи могут лишь выразить свое негодование и «давить» на почтовиков словом. Понятно, что лично разбирать почту парламентарии не пойдут, также как и руководство «Почты России» вряд ли открыто признает свою вину.
«Естественно, маловероятно, что кто-то захочет сам себя «выпороть» и заявить, что «вот это произошло из-за меня, можно я уйду в отставку?», - говорит Шлегель. - Всегда все будут искать «объективные причины». Такую причину почтовики нашли в работе таможни, напоминая, что не могут влиять на скорость таможенного оформления международной почты, поскольку этот процесс находится в ведении ФТС.
Однако, как сообщили «Веку» в марте сами таможенники: «В ММПО Москва скопилось большое количество почтовых отправлений, не обработанных «Почтой России» для их предъявления таможенным органам. Сроки же таможенного оформления МПО не превышали установленные законодательством 3 дня». Даже после того, как с 30 марта пост «Международный почтамт Московской таможни», начал работать в круглосуточном режиме, проблема остается нерешенной.
Так, среднесуточный объем таможенного досмотра составляет в последние дни 3–3,3 тыс. отправлений в сутки. А для бесперебойной и своевременной доставки международных почтовых отправлений потребителям их нужно обрабатывать как минимум 5,5–6 тыс.
Как сообщили недавно «Новые известия», начальник службы организации таможенного контроля ЦТУ Владислав Самсонов отметил, что с проблемой не дает возможности справляться нерациональная логистика «Почты России». По его словам, «в Москве оформляется около 80% почтовых отправлений из-за рубежа, из них до 50% отправляются в регионы РФ, 10% - идет на страны СНГ». Кроме того, господин Самсонов пожаловался на то, что у таможни нет возможности разместить дополнительно прикомандированных сотрудников, поскольку помещение тридцатилетней давности не может вместить в себя столько работников. И только в 2011 году «Почта России» планирует ввести в эксплуатацию современный комплекс.
Между тем, почтовики сообщили «Веку», что ситуация с доставкой международных почтовых отправлений в целом стабилизировалась. «Преодолен эффект «снежного кома», когда резко возросшие ежедневные поступления почты из-за рубежа стали существенно превышать пропускную способность таможенного поста «Международный почтамт» в ММПО Москва и в результате в зоне таможенного контроля скапливалось все больше международной почты, ожидающей таможенного оформления».
Представители «Почты России» заверяют, что федеральный почтовый оператор оптимизировал-таки производственные процессы и осуществляет отправку адресатам посылок, прошедших таможенное оформление, в течение 12 часов. А часть международных отправлений из ММПО Москва теперь перенаправляется в региональные места почтового обмена в других городах России. Также ведется обсуждение с таможней изменения статуса двух ММПО в г. Брянске и аэропорту «Шереметьево». Перераспределение почтовых потоков позволит существенно разгрузить таможенный пост «Международный почтамт».
Кроме того, «Почта России» предлагает создать новый таможенный пост на базе Московского регионального автоматизированного сортировочного центра. И хотя «остатки в зоне таможенного контроля еще имеются, объемы их постепенно сокращаются», - говорят представители «Почты России». Но кардинальное решение проблемы видится почтовикам в расширении географии мест международного почтового обмена по России с 12 существующих до 25. Конечно, если в качестве спасителя вновь придет государство.
Пока же россияне особых перемен не заметили. Как пишет один из блоггеров, ссылающийся на источник в «Почте России»: реальная проблема оператора – совершенно непродуманная политика в плане использования финансовых ресурсов.
«Где-то так под Новый год «Почта России», и без того испытывающая некоторые финансовые проблемы, ..организовывает конкурс «Мисс Почта России», на который было выделено несколько миллионов рублей». По мнению автора публикации, высшее руководство «Почты России» попросту не заинтересовано в решении сложившейся ситуации, а задержки почтовых отправлений на таможне - «лишь неумелая отмазка». Как будет развиваться ситуация на самом деле, пока неясно. Тут уж никакие «Ступени Оракула» ничего не предскажут, сколько их не выписывай на той же почте.
По сути, сокрушаются блоггеры, у россиян пока нет достойной замены «Почте России», поэтому нам остается только терпеть и радоваться, если посылка вообще приходит в пункт назначения, пусть и через два-три месяца. Впрочем, альтернатива, видимо, все же есть. Рецептом поделился еще один «житель» блогосферы: «Сегодня утром получил GPS-приемник из киевского интернет-магазина. Устройство передали через проводника поезда Ковель-Москва. А отправили его вчера вечером».