Приватизация продолжается, но не для всех

Приватизация продолжается, но не для всех
Фото: http://ru.investing.com
Минэкономразвития определилось со списком приватизируемых госактивов на 2020-2022 годы. Теперь план должно рассмотреть правительство и решить, что выгоднее для бюджета: продать эти компании или продолжать получать от них дивиденды.

Как заявила замминистра экономического развития Оксана Тарасенко, в правительство внесен план приватизации на 2020-2022 годы. При этом, сообщила она в интервью «Интерфаксу», министерство должно принять прогнозный план до конца года и, соответственно, все замечания должны быть сняты. «Сняты они могут быть исключительно на уровне правительства РФ», - пояснила представитель министерства, курирующая в МЭР именно тему приватизации.

Тарасенко отметила, что в новый план вошел ряд активов из предыдущей программы на 2017-2019 годы, тогда как обсуждение по ряду «спорных» компаний продолжится на площадке правительства. По ее словам, в новый список на продажу вошли такие компании, как «Совкомфлот», Махачкалинский морской торговый порт и НМТП. При этом она отказалась назвать, какие еще компании вошли в план.

«Например, «Транснефть», «РусГидро» и «Россети» и РЖД сейчас не внесены в план. Но мы ряд из них рассматривали в самом начале подготовки программы. Если правительство посчитает нужным, оно включит их в новый план», - пояснила замминистра. Ранее Минфин предлагал включить в программу на 2020-2022 годы такие активы, как «Аэрофлот», «Зарубежнефть», ГТЛК, РЖД и Первый канал.

Однако Тарасенко сообщила, что ГТЛК и Первый канал, скорее всего, не будут включены в план приватизации. Также, по ее словам, в проекте программы не будет «РусГидро», «Россетей», «Транснефти» из-за позиции Минэнерго. «Очень важно нам всем понимать, сколько дивидендов приносит та или иная компания. Поэтому мы будем в правительстве еще обсуждать и с точки зрения этой корреляции: что стоит продавать, а что нам приносит хорошее бюджетное наполнение через дивиденды», - добавила она.

Таким образом, в Минэкономразвития решили стереть пыль с давних планов по приватизации. И, уверен руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко, ближайшие два года у правительства действительно больше шансов получить справедливую оценку покупателей на остающиеся в собственности госпакеты в «РусГидро», «Совкомфлоте», «Транснефти», «Ростелекоме», «Россетях», «Аэрофлоте», РЖД и в сотнях других малоизвестных широкой публике компаний.

Эффект введенных санкций уже не так ощущается на стоимости российских активов, ситуация на товарных рынках уже не вызывает прежней обеспокоенности, достигнут более высокий уровень макроэкономической стабильности, отметил в интервью «Веку» аналитик. Рынок акций бьет рекорды и предлагает самую высокую в мире дивидендную доходность. Российские ОФЗ позволили неплохо заработать иностранным инвесторам после того, как они были признаны ведущим информационным агентством Bloomberg идеей года. Только будет ли суждено этим планам сбыться?

Государственный бюджет не сильно нуждается в дополнительных деньгах, ведь он и так сводится с профицитом, а «кубышка» в Фонде национального благосостояния в скором времени превысит необходимый лимит в 7% и позволит Минфину влить дополнительные миллиарды для поддержки экономики, отмечает Максименко. А к рекомендациям зарубежных советников и либерально-настроенных экономистов сократить долю госсектора у нас никто не собирается прислушиваться. Если и будут реализованы эти планы, то лишь частично.

Основным претендентом выступает «Совкомфлот», непубличная компания, которая нуждается в рыночной оценке, полагает Максименко. Уже представленный на рынке акций Аэрофлот – для того, чтобы сделать отрасль, которая не относится к стратегическим, более конкурентной. Гипотетически и маловероятно может быть приватизирована компания РЖД, но от контроля государство не откажется.

В то же время приватизация энергетических «РусГидро» и «Россети» будет отложена до лучших времен, пока их капитализация не восстановится до более справедливых уровней. То же, но в меньшей степени, касается «Транснефти», которая пострадала из-за обнаружения весной примесей в нефтепроводе «Дружба». В отношении других компаний большее значение, вероятно, будет иметь готовность нынешних менеджеров госкомпаний примериться контролем и стать «прозрачными», чем вопрос цены.

В рыночной экономике субъекты экономических отношений руководствуются понятием выгоды. Если какой-либо актив продается, на его место приобретается другой, более выгодный с точки зрения экономического агента. В данном случае на продажу планируется выставить активы, прибыль которых стабильно играла роль амортизатора экономических шоков для бюджета, объяснил «Веку» аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин.

Вывод о том, какие активы государство приобретет взамен выбывающих, можно сделать на основе анализа инвестиций ФНБ, отмечает эксперт. Инвестиции фронда в инфраструктуру уже становились поводом для расследования правоохранительных органов. 4 июля «Интерфакс» сообщил о том, что в отношении экс-председателя правления «Автодора» было заведено уголовное дело после того, как Счетная палата и прокуратура выявили многочисленные нарушения при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области. Вложения ФНБ в БАМ – также высоко рискованны и также трудно контролируемы, но уже с точки зрения долгосрочной истории этого проекта. Несмотря на почти 20-летние инвестиции Советского Союза в эту стройку, страна получила незавершенный проект с пропускной мощностью в 4 раза ниже чем у Транссиба.

С точки зрения оценок изменения эффективности работы данных предприятий в частных руках стоит отметить, что все они являются в той или иной мере монополиями на своих сегментах рынка, продолжает Осин. В результате приватизации этих компаний усилятся конфликты интересов между экономическими агентами в лице усилившихся частных отраслевых монополий и остальным бизнесом и обществом. Механизмов нивелирования таких рисков в рыночной экономике не создано.

В-третьих, исходя из показателей капитализации к чистой прибыли большинство указанных компаний дешевы, а консолидированный бюджет РФ исходя и правительственного плана и статистики за 2019 – 2022 годы планируется профицитным.

В таких условиях у противников приватизации найдется большое количество аргументов, чтобы ее отсрочить.

Включение пакетов крупнейших компаний в план приватизации не означает, что они обязательно будут проданы в течение 2020–2022 годов, уверен Осин. К примеру, правительство с 2011 года пытается продать 25% «Совкомфлота», но 100% акций компании до сих пор принадлежит государству. Схожа ситуация с ОЗК, 100% которой планировалось к продаже, но продано только 50%, при этом инвестором стал квазигосударственный ВТБ. Подобный сценарий выглядит наиболее вероятным и в случае анонсированного в сентябре плана приватизации до 2022 года.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, внесенный в октябре в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на соответствующий период, предусматривал снижение доли участия РФ в «РусГидро», «Совкомфлоте», «Транснефти», «Ростелекоме», «Россетях» и ОЗК. Однако позднее директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Безменов говорил, что министерство по согласованию с Минэнерго решило не включать в прогнозный план приватизации на 2020-2022 годы компании «РусГидро», «Россети» и «Транснефть». Глава Минэнерго Александр Новак, в частности, прямо заявил, что ПАО «Россети» «недооценены», при этом «схожая ситуация» сохраняется в отношении ПАО «РусГидро», а также «Транснефти». В данной связи Минэнерго считает пока нецелесообразной приватизацию этих компаний.

Но приватизация, безусловно, нужна, поскольку федеральный бюджет, несмотря на его профицитность, ежегодно урезает выделение средств на такие краеугольные социально значимые направления, как медицина, здравоохранение, образование и инфраструктура, без которых немыслимо развитие современного общества. Между тем, замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил ранее, что Минфин предложил повторно рассмотреть возможность приватизации «Транснефти», РЖД, «Аэрофлота», «Россетей», «РусГидро», и это можно будет сделать после 2020 года.

«Но я начал бы с неупомянутых в данном списке госбанков, – заявил «Веку» эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. – Поскольку банки – наиболее уязвимый в экономике сектор, который быстро теряет рентабельность зачастую по одной единственной причине – малого разнообразия акционеров, ради которых частные банки вынуждены постоянно опережать «колесо времени», конкурировать между собой за наиболее привлекательные проценты по кредитам и депозитам, а также разрабатывать все более и более надежные инвестпродукты. Сейчас госбанки теряют целую категорию граждан-инвесторов в результате рутинно низких процентных ставок и огромных спредов между кредитными и депозитными ставками. Все это – следствие снизившейся конкуренции в результате слияния-укрупнения участников в этом секторе в последние годы».

Второе важное условие удачных приватизационных аукционов, считает аналитик, состоит в том, что, фигурально выражаясь, сани надо готовить с лета. Для осуществления прибыльных повторных приватизационных тендеров необходимо повышать привлекательность отечественного фондового рынка для того, чтобы к инвесторам возвращалась надежда, что их пакеты акций в российских госкомпаниях получат адекватную рыночную оценку. Это крайне важный и, пожалуй, самый главный их мотиватор, и об этом нельзя забывать.

«Как это сделать – отдельный большой вопрос, так как, шутка ли, отечественный фондовый рынок деградирует уже почти целое десятилетие. Всегда любой процесс легче предотвратить, чем бороться с его последствиями. Но здесь мы имеем то, что имеем, так что надо хотя бы показать желание преодолевать такие последствия», – говорит Рожанковский.

Менеджмент компаний должен вновь вспомнить, как надо готовить международные роуд-шоу, уметь выдвигать ярких людей на публичные презентации и одновременно с этим показывать искреннее желание бороться со всеми закулисными деструктивными процессами, затрудняющими свободное и ликвидное обращение таких ценных бумаг на биржах мира – манипуляциями, сговорами, непрозрачностью, несвоевременным предоставлением публичной информации, инсайдерской торговлей и т.д. «Я думаю, именно от последнего фактора зависят дальнейший успех и дальнейшие планы приватизации v. 3.0», – отмечает аналитик.

Тем временем, заявил «Веку» начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян, с точки зрения приватизации наиболее интересны, безусловно, планы по «Россетям», «Транснефти» и «Роснефти». Что касается «Роснефти», то сейчас доля государства составляет 50% плюс 1 акция, ее приватизация мне кажется маловероятной. Есть вероятность, что приватизированы будут «Россети», «Ростелеком» и «Транснефть», а также «Совкомфлот», но в последнем случае есть два варианта: либо ограниченная приватизация через IPO, либо полноценная приватизация с привлечением частного инвестора, но в таком случае непонятна будет оценка продаваемого пакета акций.

«В целом, я считаю, что в прогнозе приватизации не хватает конкретных цифр, в том числе по планируемой продаже пакетов акций госкомпаний, ожидаемые суммы выручки от этой продажи и так далее. При этом вероятность приватизации, как таковой, мне пока представляется довольно слабо, так как есть очень сильное противодействие как в самих госкомпаниях (по крайней мере, в некоторых из них), так и профильными ведомствами», – заключает аналитик.

Реклама на веке
Как разместить
Скандинавские бранчи в ресторане YURA 16 и 23 ноября Союзмультфильм готовит к выпуску продолжение "Ну, погоди"
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются