Участники автомобильного рынка рассчитывают на существенное увеличение объемов реализации машин с пробегом в случае отмены двойного обложения налогом на добавленную стоимость сделок, при которых дилеры продают такие транспортные средства другим компаниям. Если маневр состоится, поступления в казну могут уже через два года вырасти на 62,2 млрд рублей, полагают аналитики компании CarPrice, с отчетом которых ознакомился «КоммерсантЪ».
Параллельно будет увеличиваться количество продаж, осуществляемых при посредничестве дилеров, и падать – доля сделок, совершаемых напрямую между старыми и новым владельцами машины. С дилерским участием будут оформляться порядка 27% сделок, или 1,5 млн авто ежегодно, в то время как из рук в руки будут продаваться 65% подержанных авто вместо нынешних 85%. Для сравнения, в прошлом году легальные посредники реализовали только 13% машин с пробегом, сменивших собственника, или 690 тыс. транспортных средств.
Аннуляция двойного начисления НДС оговаривается в дорожной карте, призванной улучить законодательство в сфере обращения с автомобилями. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс Минпромторг должен будет разработать к ноябрю. По действующему законодательству, отмечают специалисты CarPrice, невозможна выгодная для дилеров сделка по покупке автомобиля у частного лица с последующей перепродажей компании, поскольку последняя вынуждена будет уплатить НДС с полной цены транспортного средства.
Глава Российской ассоциации автодилеров Олег Мосеев говорит, ранее двойное начисление НДС при сделках с автомобилями с пробегом было упразднено для физических лиц. Руководитель направления налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Сергей Лихачев добавляет, оснований для разницы в подходах нет, вероятно, речь идет о недоработке законодателей. Как следствие, констатирует Моисеев, продажи дилерами подержанных машин юрлицам осуществляются в «сером» формате.
Участники рынка считают, что упразднение двойного НДС позволит оживить рынок машин с пробегом. Однако для того, чтобы объемы их продаж дилерами выросли до 1,5 млн единиц, потребуется упростить получение сведений о машинах с обременениями.