Положения, узаконивающие появление радиочастотной маркировки на практически всех товарных наименованиях, содержатся в законопроекте «О маркировке товаров», разработанном специалистами финансового ведомства. Проконсультироваться относительно реализации заложенных в документе норм Министерство сельского хозяйства решило с крупными производителями продовольствия. У пищевиков поинтересовались, метки на каких товарных категориях должны появиться в первую очередь.
Однако производители заявили, что маркировка каких бы то ни было наименований продукции вызовет массу негативных последствий – от роста цен до задержек с поставками. Такого же мнения придерживаются специалисты Экспертного совета при кабмине. Там первыми кандидатами на закрытие производства назвали предприятия, цены на продукцию которых фактически равняются стоимости новых меток. Как пояснили в НП «РусБренд», на долю участников которого приходится выпуск продукции стоимостью $30 млрд в год, чтобы выполнить новые требования, производителям и другим участникам цепочки реализации продукции придется понести целый комплекс затрат.
Предприятия вынуждены будут закупить аппаратуру для нанесения меток, а ритейлеры и другие участники системы реализации продукции – устройства для их считывания. Как следствие, розничная стоимость товаров вырастет, а сроки их поставок увеличатся. Причем наиболее высока вероятность перебоев, вызванных техническими проблемами, при реализации продуктов питания первой необходимости. Впрочем, официально в сельскохозяйственном министерстве свою позицию по инициативе Минфина пока не озвучивают.
Пока новые требования в ранг закона не возведены. Даже если документ поддержит Госдума, список товаров, подлежащих радиочастотной маркировки, в нем не приводится – он должен быть одобрен подзаконным распоряжением Белого дома. Категорически возражают против широкого применения меток, которые пока используются только для изделий из меха, в Экспертном совете при правительстве. Там отмечают, если изначально предполагалось, что одна метка будет стоить от 3 до 5 рублей, то на практике выяснилось, что маркировка единицы товара обходится от 15 до 22 рублей. Но, если с учетом цены шубы, данная сумма остается несущественной, то для большинства продовольственных товаров такое подорожание будет крайне высоким.