Все родители хотят вырастить детей сообразительными и сосредоточенными, где отвлечение внимания с помощью цифровых технологий неизбежно. Даже у технических гигантов, таких как Билл Гейтс, есть собственные стратегии по ограничению времени, проводимой детьми у монитора.
Способность не отвлекаться – самое важное умение в 21-м веке, и именно ему многие родители не учат своих детей. Многолетние исследования Эяля на пересечении психологии, технологии и нашего поведения выявили самую большую ошибку родителей: они не дают детям возможности самостоятельно контролировать собственное время.
Позволить им это делать – неоценимый подарок, даже если иногда что-то не получается, неудача - это часть процесса обучения. Нужно понять, что возложить на детей ответственность - это нормально, потому что только когда они научатся практически контролировать собственное поведение, они научатся управлять своим временем и вниманием.
Начинать следует с раннего возраста. Когда дочери Эяля было 5 лет, родители объяснили ей как можно проще, что слишком много времени у монитора проходит за счет чего-то другого. Остается меньше времени на игры с подружками, плавание в бассейне, общение с мамой и папой. Полезен потребительский скептицизм. Девочки объяснили, что приложения и видео делают очень хитрые люди, и они специально устроены так, чтобы заставить ее постоянно смотреть.
Понимание мотивации компаний – удержать детей, чтобы они тратили время на просмотры, игры, - важная часть обучения медийной грамотности. Важно, чтобы наши дети осознавали, что движет компаниями по производству игр и соцсетями: продавая продукцию, предоставляющую развлечение и общение, они извлекают прибыль из нашего времени и внимания.
Может показаться, что учить 5-летнего ребенка слишком рано, но родители понимали, как важно вооружить ее способностью принимать решения при использовании монитора и вводить собственные правила. После этого они спрашивали у дочки, сколько, по ее мнению, времени в день у монитора было бы хорошо для нее. Было рискованно предоставлять ей такую самостоятельность в принятии решения, но риск был оправданным. Вопреки ожиданию, она не сказала: «Весь день!», а вооруженная логикой, доказывающей, почему важно ограничивать компьютерное время, а также полученной свободой, она скромно попросила две серии детской программы, около 45 минут. «Как ты собираешься определять, что не превышаешь 45 минут в день?» Не желая потерять то, что казалось ей победой в переговорах, девочка предложила использовать кухонный таймер, который она умела устанавливать. «Но если ты не сможешь сдержать обещание, которое сама себе дала, мы вернемся к этому разговору», - предупредили родители.
Сейчас, в 10-летнем возрасте, дочь Эяля до сих пор регулирует время, проводимое у монитора, при этом она внесла некоторые поправки в собственные правила, например, перенос дневных сеансов на вечер уикенда. Важно то, что это ее правила, а не установленные родителями и она самостоятельная в их исполнении. Не следует недооценивать способность детей доводить дело до конца.
Многие родители интересуются, есть ли точное количество времени, которое можно разрешить ребенку проводить у компьютера, но абсолютной нормы не существует. Многие факторы играют роль, в том числе специфические потребности ребенка, то, чем он занят в Сети, и те занятия, которые могут ему это заменить.
Полезны беседы и уважительное несогласие. Самое главное – вовлечь ребенка в разговор и помочь ему установить его собственные правила. Когда родители устанавливают ограничения без участия ребенка, это вызывает обиду и желание перехитрить систему. Такая стратегия не обеспечивает семейной гармонии между родителями и детьми.
Конечно, следует ожидать разгоряченных споров о роли, которую играет технология в наших домах и в жизни наших детей, подобно дебатам о том, давать ли подростку ключи от машины вечером в субботу. Дискуссии и время от времени уважительное несогласие - это признак здоровой семьи. Когда мы обсуждаем наши проблемы открыто, в атмосфере безопасности и поддержки, будь то в большой корпорации или в маленькой семье, мы можем совместно их решить.
Говорить о том, что дети научились не отвлекаться, можно только тогда, когда они контролируют собственное поведение в отсутствие родителей.
Несомненно одно: технологии становятся все более проникающими и убедительными. Насколько важно, чтобы наши дети осознавали назначение продукции – быть как можно более захватывающей, настолько же необходимо укреплять их веру в свои силы при преодолении того, что завлекает. Разумное использование своего времени – их ответственность и их право.