По действующим правилам, хлебопекарские предприятия вынуждены ежегодно отчислять ритейлерским сетям порядка 60 млрд рублей в год. Эта сумма тратится на выкуп хлебобулочных изделий, которые производители поставили розничным продавцам, и которые не были проданы в допустимый срок реализации. Стремясь минимизировать потери, производители нередко повторно перерабатывают просроченную продукцию.
Ситуация изменится после вступления в силу обновленных правил, которые были согласованы главой Российского союза пекарей Валерием Чешинским и руководителем президиума Ассоциации розничной торговли Ильей Ломакиным-Румянцевым. В соответствии с ними, ритейлеры будут возвращать поставщикам просроченный хлеб бесплатно. Крупнейшие торговые сети договоренность приветствовали. В частности, выполнять ее намерены в Х5 Retail Group, которой принадлежат супермаркеты «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток». Источники в сети отмечают, что на протяжении месяца проводили переговоры с пекарями, к участию в которых были приглашены 20 ведущих поставщиков хлебобулочных изделий. Целью дискуссии стала выработка оптимизированного механизма возврата продукции.
Как пояснил Черешинский, ежегодно хлебопеки выпускают продукцию стоимостью около 600 млрд рублей. Порядка 5-10%, а для некоторых наименований и производителей – до 20%, из нее остается нереализованной. Согласно действующему закону «О торговле», этот остаток хлебопеки обязаны выкупать у ритейлеров, что обходится им примерно в 60 млрд рублей. С началом кризиса объемы возврата увеличились. Как следствие, недобросовестные участники рынка при помощи специальных технологий измельчают просроченный хлеб, добавляя полученную смесь в новые партии продукции.
Источник в Х5 Retail Group говорит, чтобы торговля хлебом не была убыточной ни для ритейлеров, ни для производителей, обе стороны должны совместно планировать объемы закупок. Что касается финансового аспекта возврата, то стоимость нереализованной продукции должна делиться на торговую сеть и производителя. Чтобы улучшить ситуацию с продажами, хлебопеки не должны требовать от магазинов минимальный объем заказа, а свежую продукцию целесообразно привозить в торговые точки не раз в день, а два-три раза, говорит специалист.