Аименно - “Приморский торговый порт” (ПТП) и обязать ее ослабить стандарты качества, установленные для работающих в портах судов. Свою неспособность обеспечить безопасную буксировку и маневрирование (несоответствие судов, оборудования и квалификации персонала существующим стандартам) “Роснефтефлот” хочет компенсировать снижением и упрощением нормативных требований.
Проблемы у “Роснефтефлота” возникли с нормативным документом - “Руководством по обработке судов на морских терминалах”. Документ устанавливал жесткие требования к буксирам, оборудованию и командам экипажей. Как выяснилось, “Роснефтефлот” катастрофически не соответствует этим требованиям. Повышать уровень своей компетентности - качества техники и профессионализма персонала - в компании, очевидно, посчитали слишком хлопотным и затратным. Флотоводцы “Роснефти”, очевидно, решили , что более простым способом решения собственных проблем с качеством будет торпедирование “Руководства”, до уровня требований которого они не дотягивают. Так родилось обращение “Роснефтефлота” в ФАС, где компания просит признать, что документ (“Руководство по обработке судов на морских терминалах”) ущемляет ее в правах, и вообще, ограничивает конкуренцию в морской гавани.
Итак, жалобы на ПТП поступили от компании “Роснефтефлот” — “дочки” “Роснефти”. До января 2018 года предприятие занималось буксировкой и швартовкой морских судов в портах Новороссийска (Краснодарский край) и Приморска (Ленинградская область). С начала 2018-го “Роснефтефлот” фактически лишился возможности оказывать эти услуги. Но так ли это плохо? Не факт.
В воскресенье 20 ноября 2016 года в 14:05 в порту Приморск (Санкт-Петербург) случилась авария. При швартовке тремя буксирами “Роснефтефлота” греческого танкера Delta Pioneer к причалу для налива нефти разорвался буксировочный трос у буксира “Посейдон”.
В результате танкер кормой навалился на причал, повредив эстакаду и пал. В итоге, нефть из подводящих трубопроводов была откачана в нефтехранилище. Ремонт причала продлился около года. В течение всего этого срока танкеры вынуждены были обслуживаться на других причалах.
По сообщениям СМИ, инцидент произошел якобы из-за ошибочных действий капитана танкера. В Ространснадзоре установили три истинных нарушения во время причаливания греческого судна. По данным ведомства, скорость причаливания с которой осуществляли швартовку буксиры была превышена в несколько раз, танкер должны были вести не три, а минимум четыре буксира. К тому же, танкер в нарушение правил швартовали к причалу правым бортом вместо левого.
Очевидно, именно тот инцидент послужил поводом для принятия нового регламента портовиков - “Руководства по обработке судов на морских терминалах”, ныне оспариваемому структурами “Роснефти”. Однако проблема в том, что “Роснефтефлот” не отвечал и прежним требованиям, существовавшим до аварии 2016 года и последующего принятия “Руководства”.
Буксировка танкеров вблизи густо заселенного побережья в мелком заливе с плохим водообменном − дело ответственное, любая авария с разливом нефти привела бы к катастрофическим последствиям. Требования к безопасности в порту были приняты самые высокие. Повышенные стандарты безопасности стивидоры ввели еще в середине июня 2013 года. Этим стандартам уже тогда не соответствовали буксиры “Роснефтефлота”.
С 2013 года с буксирами “Роснефтефлота” случилось немало происшествий местного портового масштаба, о которых не сообщали СМИ. В 2016 году, когда стандарты стали еще более высокими, и несоответствие буксиров “Роснефтефлота” современным портовым требованиям только усилилось. Буксиры “Роснефтефлота” и их команды стали настоящей головной болью портов, увеличивая свой скорбный послужной список все новыми и новыми инцидентами - неся разрушение, а то и гибель людей.
Причем жертвами “Роснефтефлота” порой становятся и сами сотрудники компании. Так, совсем недавно, в сентябре нынешнего года, лоцман буксира “Капитан Авдюков” (буксир принадлежит местному филиалу “Роснефтефлота”) погиб в акватории морского порта Туапсе (Краснодарский края). По факту гибели сотрудника “Роснефтефлота” было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 143 УК РФ — “Нарушение требований охраны труда”.
По версии следствия, лоцман упал за борт при переходе с борта танкера Mount Olympus на борт буксира после завершения лоцманской проводки танкера из акватории морского порта. Лоцман утонул. По данным следователей, у него, вопреки требованиям правил охраны труда, отсутствовал лоцманский страховочный пояс, кроме того, погибший не прошел обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. Также, считают следователи, капитан буксира не проследил за наличием двух закрепленных фалрепов и допустил спуск лоцмана на борт буксира без предохранительного пояса со страховочным концом.
Вообще, морские проделки “Роснефти” - это настоящее стихийное бедствие. Зафрахтованные нефтяной компанией танкеры наносят не меньше ущерба, чем буксиры его “Роснефтефлота”.
Совсем недавно - 22 июня 2019 года - авария с зафрахтованным “Роснефтью” танкером FOS Hamilton (Маршалловы острова) произошла в порту Новороссийска: около 3 часов ночи произошел навал судна на причал № 1А нефтерайона “Шесхарис”. Само судно и причал получили серьезные повреждения. На время проведения обследования причал № 1А был выведен из работы. Для исполнения графика обработки судов, номинированных на него, их погрузка стала осуществляться на причале № 2.
Годом ранее судовладельцы из “Роснефти” повели себя в Новороссийском порту в духе пиратов Карибского моря. в Новороссийске возникли серьезные проблемы с перевалкой нефтепродуктов по вине танкера «Пенелопа», принадлежащего судоходной компании “Роснефть” “Прайм Шиппинг”. У судна не было соответствующим образом оформленных документов на груз, но танкер претендовал на право первоочередной погрузки. В итоге в ожидании погрузки на рейде оказалось еще четыре танкера, а на подъездных путях — 2,4 тыс. цистерн, что вынудило ОАО РЖД остановить перевозки нефтепродуктов в Новороссийск.
Таким образом, учитывая мрачный послужной список морских инцидентов “Роснефти”, нынешние попытки при помощи ФАС изменить правила игры в нефтеналивных портах нужно рассматривать исключительно как очередную попытку нефтяной компании нерыночными методами преодолеть неконкурентоспособность своей “дочки” “Роснефтефлота”.
При этом не может не вызывать крайнего сожаления воинствующая позиция ФАС, идущей на коротком поводке у «Роснефти», вдохновляющая ее мореходов на новые «подвиги».