Как пишут «Известия», проанализировавшие показатели металлургических предприятий, их вложения в иностранные предприятия оказались неэффективными. В частности «Норникель», «Мечел» и «Северсталь» потеряли около $11 млрд от продажи иностранных активов, приобретя их за более чем $18 млрд и выручив от продажи лишь $6 млрд.
К примеру, «Норникель» в 2007 году приобрел в Австралии рудник Black Swan, но уже спустя два года вместе с рудником Silver Swan он был законсервирован. В марте компания продала актив австралийской компании за $1,5 млн, что для российского предприятия было крайне невыгодно. За минувший год предприятие продало практически все активы в Австралии, продает предприятия в Ботсване и ЮАР, отмечают «Известия». По данным источников издания, конфликт акционеров компании (Михаил Прохоров и Владимир Потанин) привел к тому, что их вложения в иностранные активы привели к краху, при этом они утверждают, что стратегия на развитие зарубежной сети была в целом правильной, но осуществили ее во время пика цен на никель, что и послужило ошибкой – в послекризисное время началось снижение цен на никель и производство за рубежом стало нерентабельным.
«Северсталь» в 2004-2007 гг. потратила $3 млрд на покупку заводов в США (Severstal Dearborn и Severstal Columbus), которые в 2014 году продала лишь за $2,3 млрд. Продажа активов была спровоцирована тем, что их оснащение требовало дополнительных вложений. Еще три американских завода были приобретены компанией в 2008 году за $3,2 млрд, а проданы в 2011-м за $1,2 млрд (Sparrows Point, Wheeling, Warren). Нерентабельной оказалась и угледобывающая компания «Северстали» в США, а итальянская Lucchini, приобретенная за €852 млн, теперь банкрот.
«Мечел» в 2008 году купил за $1,5 млрд компанию Oriel Recources, а в 2013-м продал ее за $425 млн; американскую угольную компанию Bluestone, купленную в 2009-м за $436 млн он продал в 2015-м за $5 млн. «Известиям» пояснили в компании, что покупки совершали в периоды подъема рынков, а продавали их в периоды спада.
Главред журнала «Металлоснабжение и сбыт» Дмитрий Ляховский в качестве заключения сообщил изданию, что российские бизнесмены потерпели неудачи за рубежом из-за того, что не создали новые бизнес-модели, которые бы выдержали испытание кризисом, и когда ситуация на рынке ухудшилась, вылезли наружу все их слабости.