Как подсчитали аналитики Национального бюро кредитных историй, в апреле-июне нынешнего года жители России резко увеличили запрашиваемые в кредитных организациях суммы займов на потребительские нужды. Все больше граждан пытаются без предоставления имущества в залог получить кредиты, измеряемые сотнями тысяч рублей. В 4,4 тыс. кредитных организаций, отчеты которых использовались в рамках исследования, поступило более 387 тыс. заявок о выделении потребительских займов на сумму свыше 500 тыс. рублей. Это на 37% больше, чем год назад. Соответственно, доля мелких кредитов на сумму до 30 тыс. рублей снизилась на 31%.
Прирост отмечается также в сегменте кредитов на сумму от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – плюс 12%, и от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей – плюс 2%. Зато кредиты на сумму от 30 тыс. до 100 тыс. рублей утрачивают привлекательность – количество запросов сократилось на 6,5%.
Гендиректор НБКИ Александр Викулин в беседе с «Известиями» отмечает, финучреждения делают ставку на предоставление кредитов клиентам, платежеспособность которых не вызывает вопросов, как и размер ежемесячных доходов. В свою очередь, таким заемщикам средства, как правило, требуются на оплату дорогостоящих приобретений.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова говорит, направления расходования заемных средств год к году отличаются. Два года назад крупные кредиты чаще всего тратились на обновление интерьера квартир, в прошлом году – на отдых, технику для дома и персональную электронику. Трендом нынешнего года стал ремонт жилья в кредит, а также оплата заемными средствами обучения и посещения фитнес-центров. Увеличение же сумм желаемых займов объясняется реализацией отложенного на период кризиса спроса на дорогостоящие изделия.
Директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов добавляет, все реже кредиты используются на удовлетворение стандартных бытовых потребностей, и чаще – на дорогие товары либо работы длительного пользования – от автомобиля до квартирного ремонта. Снижение доли кредитов на малые суммы указывает, что россияне реже стали на основе эмоций принимать решение о покупке определенной вещи в долг.