За последние годы жители России все чаще применяют банковские карты для расчетов за товары, работы и услуги, а не исключительно для получения наличности, как это практиковалось в первые годы после их массовой эмиссии, подсчитали в Центробанке. Еще в 2012 году примерно 50% операций с пластиковыми картами приходилось на снятие наличных, а оставшаяся половина – на транзакции в торговых точках. В 2015 году доля операций по обналичиванию денег снизилась до 30% от их общего количества, а в прошлом году снятие наличных составляло лишь 16% от выполненных с картами операций.
Старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич в беседе с «Известиями» отмечает: россияне начали воспринимать карты как средство оплаты рядовых покупок. В пользу этой версии указывает и уменьшение суммы среднего чека, оплачиваемого в безналичной форме. В Банке России, в свою очередь, отмечают, что на руках у россиян находится более 268 млн. платежных карт, однако в активном использовании пребывает только 157 млн. из них. Таким образом, на одного экономически активного гражданина приходится в среднем 1,5 платежные карты. Начиная с 2012 года расплачиваться с помощью карт россияне стали в 3,5 раза чаще. В 2017 году сумма снятия наличности по картам достигла 27,3 трлн. рублей, еще на 14,5 трлн. рублей держатели карт оплатили покупки и услуги с помощью безналичного расчета.
Если в 2012 году за один визит к банкомату россияне снимали в среднем 6,3 тыс. рублей, то сегодня – 8,2 тыс. рублей. Зато средняя сумма оплачиваемых с помощью карт покупок снизилась и составляет 855 рублей вместо 1,1 тыс. рублей.
Главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин говорит, что чаще использовать карты для мелких покупок россияне стали ввиду удобства и безопасности такой формы расчетов – можно не опасаться потери наличности либо обмана в сдаче. Жители страны также активно пользуются программами лояльности и бонусами, которые банки предлагают за регулярные безналичные расчеты. Кроме того, за последние годы платежные терминалы, помимо больших супермаркетов, установили и магазины у дома, и другие мелкие розничные торговые точки. Удобными являются и бесконтактные платежи для владельцев смартфонов. В сегменте таких платежей, говорит директор по развитию бизнеса и цифровых технологий MasterCard Михаил Федосеев, россияне стали мировыми лидерами.