В минувшем году россияне потратили в розничных сетях 29,8 трлн рублей, что на 1,2% больше, нежели годом ранее, сообщили в Росстате. На протяжении предыдущих двух лет сумма потраченных средств падала. Наиболее резко жители страны сократили расходы в 2015 году – на 10%, еще на 5% россияне уменьшили затраты в 2016 году. В первом месяце нынешнего года в торговых сетях покупатели оставили 2,3 трлн рублей, это на 2,8% превышает данные января 2017 года. В аналитическом отчете Центробанка, с которым ознакомились «Известия», также отмечается, что россияне стали более активно приобретать товары и услуги, отреагировав таким образом на повышение зарплат и упрощение доступа к потребительским займам.
Замглавы центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Максим Петроневич прогнозирует, по итогам нынешнего года рост потребительских расходов совпадет с показателем 2017 года. Глава департамента исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов* напоминает, на пике кризиса в 2015 году жители страны стали массово экономить, рассчитываться по старым займам и отказываться от дорогостоящих покупок. Сегодня же отмечается отказ от сберегательной модели поведения в пользу потребительской.
Представитель Ассоциации компаний розничной торговли Роман Черниговцев называет основным драйвером роста потребления повышение доступности кредитов. Статистика Национального бюро кредитной истории такое мнение подтверждает: в январе-сентябре минувшего года россияне получили на 33% займов и на 32% кредиток больше, чем за аналогичный период 2016 года. В Центробанке ранее заявили, что снижение реальных доходов россиян прекратилось в середине 2017 года.
Ритейлеры отреагировали на потребительский оптимизм жителей страны и начали расширять торговые сети. В отчете «Индекс директора по развитию» компании «Магазин магазинов» напоминается, что в 2016 году компании на 60% не реализовали намерения по запуску новых объектов, а вот 2017 год ознаменовался перевыполнение планов. В количественном выражении в РФ заработало 1656 новых сетевых магазинов вместо запланированных 1620. Активнее всего запускались гипермаркеты и продовольственные супермаркеты, оживление также произошло в сегменте магазинов модной одежды.