Только один из пяти держателей кредитов, прекративших расчеты по займам, уклоняется от общения с представителями коллекторских организаций, подсчитали специалисты крупнейших участников рынка - «Секвойя Кредит Консолидейшн», ЮВС, ГК «Финансовые услуги» и других. Аналогичную статистику озвучила Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Для сравнения, в 2016 году от диалога с взыскателями уходили 30% должников.
В то же время, в прошлом году стало больше россиян, которые при телефонном звонке либо личном контакте назывались другими людьми. Под предлогом того, что они и должник – разные лица, диалог прекратили 85% отказников, это на 8% больше, чем годом ранее. Еще 4% должников попытались убедить коллекторов в том, что они скончались, передав трубки родственникам либо представившись таковыми. В 2016 году этот вид лжи избрали 6% отказников.
Замдиректора по развитию бизнеса ГК «Финансовые услуги» Григорий Галицких отмечает, в предыдущие годы вести диалог с коллекторами начинали граждане, которые допустили просрочку по займам более 90 дней. Сейчас установить общение удается с теми, кто просрочил платеж всего на 30 дней. Гендиректор ЮВС Сергей Шпетер добавляет, после перевода работы коллекторов в законное русло в диалоге более заинтересованы сами должники, поскольку, отказавшись от сотрудничества, они не получают сведений о механизмах расчета по кредиту. Участники рынка также говорят, россияне убедились, что, уклонившись от диалога, они автоматически попадают в реестры недобросовестных граждан, которые ведут бюро кредитных историй, что, в свою очередь, делает практически невозможным оформление следующего кредита.
Руководитель управления стратегий взыскания «Бинбанка» Станислав Витвицкий говорит, сами кредитные организации предпочитают достаточно лояльный подход к ответственным должникам, которые допустили просрочку в силу временного ухудшения материального положения, и не намерены усугублять ситуацию. По прогнозам банкиров и коллекторов, в нынешнем году от сотрудничества будут уклоняться порядка 15% должников. А введение голосовой идентификации сократит долю отказов под именем другого лица.