Как пояснил в беседе с «Известиями» глава проекта «За права заемщиков» ОНФ Виктор Климов, пик популярности компаний, специализирующихся на оказании услуг по борьбе с коллекторами, пришелся на кризисные 2014-2015 годы. Тогда стремительно росло число россиян, которые не могли своевременно рассчитываться по оформленным в благополучные годы кредитам, - их стало вдвое больше. Как следствие, массово расширяли свою деятельность коллекторы, функционирование которых на тот момент законом не регламентировалось.
Заработать на обострившейся ситуации тогда решили не только добросовестные юридические службы, которые специализируются на подготовке документов для подачи в суд и проведении переговоров о реструктуризации задолженности, но и мошенники, которые за вознаграждение обещали урегулировать все проблемы заемщика, но в дальнейшем ничего не делали, говорит Климов. Такие фирмы предоставляли клиентам пакеты бесполезных бумаг и фальсифицированные документы о том, что долги последних выкуплены. В результате заемщики лишались последних денег, и оставались под давлением коллекторов.
Сейчас, продолжает Климов, многие откровенно мошеннические структуры рынок покинули, хотя периодически в том или ином регионе происходит активизация «избавителей от долгов». Законопослушные антиколлекторы отмечают, поток обращений к ним также снизился. Участник рынка Вадим Головацкий поясняет, спад начался летом 2016 года. Причиной тому стала как отрицательная репутация антиколлекторов, которая была сформирована мошенниками, так и банальное отсутствие у должников средств на оплату помощи юристов. Антиколлектор отмечает, две трети его заказчиков являются женщинами возрастом от 40 лет и старше. Представительницы слабого пола более склонны к возникновению закредитованности из-за спонтанных покупок, однако, уяснив необходимость выплаты долга и пообщавшись с коллекторами, они чаще прибегают к профессиональной защите.
Участники коллекторского рынка обращаться к антиколлекторам не советуют. Глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин говорит, в комплекте с психологическим утешением клиенты последних получают увеличение суммы задолженности, которая растет, пока длятся инициированные антиколлекторами переговоры и судебные тяжбы.