В «большую шестерку» кормильцев всей страны вошли Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. На эти регионы приходится почти половина отечественного ВВП, они являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. В этих же регионах работают или базируется большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты, - говорится в «Рейтинге социально-экономического положения регионов - итоги 2011 года», который приводит РИА «Новости».
Данные экспертизы свидетельствуют о высокой неравномерности экономического развития по территориальному признаку. «Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера», - отмечают эксперты.
Как поясняют аналитики, кластер из шести регионов имеет двухполярный характер. Регионы, составляющие первый блок, куда входит московский конгломерат и Санкт-Петербург, хотя и являются крупными промышленными регионами, но в большей степени характеризуются как финансово-аккумулирующие центры.
Остальные лидеры рейтинга отличаются лишь тем, что, по сути, сидят на нефтяной бочке и газовой трубе, обеспечивая приток в страну львиной доли экспортной выручки. Блок, включающий тюменский конгломерат, можно определить как материальный источник финансовых ресурсов, которые потом перераспределяются в обеих столицах. Таким образом, несмотря на большую разницу между двумя этими блоками, они тесно взаимосвязаны и даже неразрывны между собой. Один блок без другого нежизнеспособен. И эта ситуация стабильна уже не первый год. Даже в условиях невысоких темпов роста добычи нефти и газа первые шесть мест рейтинга забронированы за этими регионами на долгий период.
Такая же стабильность характерна и для аутсайдеров. Регионы нижней части рейтинга - республики Северного Кавказа, а также некоторые регионы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока - демонстрируют худшие результаты практически по всем показателям: как экономическим, так и социальным.
Менее устойчивое распределение наблюдается в средней части рейтинга. Благополучие многих регионов зависит от обеспеченности природными ресурсами, но здесь важным фактором также является инвестиционная привлекательность и грамотная политика местного руководства. Ярким примером служит Калужская область, которая благодаря усилиям губернатора и его команды в течение всего двух-трех лет сумела создать автомобильный центр, конкурирующий с собратом из Ленинградской области. При этом изначально регион воспринимался как сельскохозяйственный, с низкой долей тяжелой промышленности и сравнительно небогатым ресурсным потенциалом. По тому же пути сейчас идет Владимирская область, развивающая у себя, в частности, фармацевтический и кондитерский кластеры.
«Можно только надеяться, что курс на модернизацию экономики и изменение ее структуры в сторону увеличения роли обрабатывающего сектора сможет принести свои плоды, что, в свою очередь, может изменить распределение регионов в рейтинге. Но когда эти планы обретут материальное воплощение - пока неизвестно», - подчеркивают аналитики агентства «РИА-Рейтинг».
По словам аналитика УК «Атон-менеджмент» Дмитрия Голубовского, в рамках выстроенной Владимиром Путиным модели госкапитализма инвестиции в регионы-аутсайдеры можно привлекать только путем интенсификации бюджетных трат в регионах. «Либо в форме прямых расходов, которые будут поддерживать спрос, под который, в свою очередь, будет выстраиваться мелкий локальный бизнес, главным образом - в сфере услуг. Либо в форме субсидий, различных форм софинансирования, госгарантий. Хотя госгарантии, разумеется, менее действенны, чем живые деньги», - сообщил эксперт «Веку».
По словам эксперта, нужно создать мотивацию для крупных корпораций, как государственных, так и частных, в особенности в сфере ритейла, искать партнеров и смежников в регионах. «Например, можно было бы предоставлять льготные кредиты крупным ритейлерам при условии, что они будут, по возможности, наполнять свои прилавки в регионах продукцией местных производителей (в то же время ясно, что при том уровне коррумпированности, который есть сегодня, эта мера не будет действенна). Наконец, можно централизованно поддерживать рынок регионального долга, в том числе обеспечивая денежную базу Банка России соответствующими ценными бумагами (хотя ясно, что пока регионам не дали реальной финансовой самостоятельности, реализация этой меры невозможна)», - цитирует Голубовского www.moskb.ru/business/credits.
Для того чтобы исчез этот экономический «перекос» в отношении российских регионов, по мнению Голубовского, нужно изменить экономическую модель России таким образом, чтобы отсталые регионы стали конкурентоспособными по бизнес-климату. «Для этого надо: перераспределить налоговую нагрузку (и, соответственно, бюджет) в пользу регионов, т.е. дать им реальную финансовую самостоятельность, которая сделает целесообразной региональную конкуренцию за инвестиции (но ясно, что Минфин в частности, и федеральный центр вообще к такой перспективе перераспределения власти относятся очень скептически), - говорит аналитик. - Также необходимо создать дополнительную, возможно, материальную, мотивацию для региональных властей содействовать экономическому росту в регионах».
В дополнение к этому, отмечает эксперт, можно посоветовать еще массу давно набивших оскомину мер, связанных с улучшением инвестиционной привлекательности страны в целом, таких как реальная борьба с коррупцией (в том числе ратификация соответствующих международных конвенций без каких-либо изъятий), снижение административных барьеров и так далее.
По мнению главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, проблема российских регионов, по сути, та же, что и у «периферии» ЕС. «Если периферийная экономика отстает от экономики развитых центральных областей по своей производительности труда, то в ней возникает инвестиционный застой, вслед за застоем начинаются дезинтеграционные процессы в рамках всей государственной структуры, российской федеративной или единой европейской, - сообщил эксперт «Веку». - Поэтому и в ЕС, и в России проводятся меры по выравниванию производительности труда на «периферии» во избежание сжатия экономики и всего государства в целом, и его «богатых» центральных или добывающих, что актуально для России, регионов».
На данном этапе, говорит экономист, при избранной в РФ власти, такая политика базируется на принципе «перерастания» экономиками периферии своего отставания в производительности труда. Формируются государственные инвестиционные проекты, нацеленные на создание частно-государственного партнерства в производственной региональной сфере.
«Эти проекты частично финансируют из текущих расходов бюджета, планируемый объем госинвестиций в основной капитал в РФ на ближайшие четыре года составляет 3% ВВП в среднем. Частично в данной сфере активизация инвестиций проводится в рамках правительственной политики планирования инвестиций квазигосударственных компаний. Наконец, проводится политика непосредственного контакта правительства с частным бизнесом для поисков оптимального привлечения частных ресурсов, важным элементом этой политики, как и всех мер поддержки инвестиций в РФ, является «налоговый маневр», суть которого в перемещении налоговой нагрузки с производственного, инвестиционного сектора на потребительский, посреднический, частично - добывающий и металлургический бизнес», - подчеркивает Александр Осин.