Термин пришел к нам с Запада, там он объединяет начинающих бизнесменов, использующих в качестве стартовой площадки родительский гараж. Как правило, эти стартапы связаны с созданием интеллектуальной собственности или высокими технологиями.
В гараже создавались спецэффекты для первого фильма по Звёздным войнам Джорджа Лукаса, коллектив разработчиков состоял из четырех человек. Не минул гаражного этапа и Марк Цукерберг с его Фейсбуком*.
В России все иначе. В частности, Игорь Палашов, консультант по корпоративной информации, отмечает, что в нашей стране это, скорее, деятельность в «серой зоне» с присущими всей российской экономике проблемами: «В целом гаражная экономика России находится в тех же ментальных путах, что и все остальные сферы деятельности. Согласитесь, что исторически задача контроля для нас как общественной системы всегда в большем приоритете, чем задача развития. Под источником благосостояния мы склоны видеть инструменты перераспределения, а не производство благ. Мы демонстрируем постоянную реактивность, озабоченные в первую очередь тем, чтобы не отстать от мировых лидеров, и как только выходим на передний край, так словно бы теряемся. Подсознательно отвергаем новации и признаем их лишь после того, как они были кем-то опробованы. Обладая мощным талантом и удалью, мы в то же время склонны заимствовать, а не создавать, - вот такой евразийский парадокс. Это национальное пристрастие имело тяжелые последствия для всех поколений русских новаторов. И, разумеется, обеспечило особенности гаражной экономики - частная инициатива зачастую самоцензурируется».
Палашов в частном порядке изучает гаражную экономику на протяжении нескольких лет: «До сих пор это преимущественно сектор «хобби», который отсылает к психотерапии горожан, живущих в вечном стрессе, либо сектор «натурального хозяйства», связанный с высоким уровнем бедности населения и необходимостью физического выживания. Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы ситуация меняется и общий тренд повышательный – гаражная экономика наполняется энергией именно производственной. Теперь и у нас этот сектор начинает демонстрировать потенцию к созданию рыночных компаний».
По данным Ольги Голодец, занимавшей пост вице-премьера в прошлом составе российского правительства, в гаражной экономике по стране трудится около 38 млн. граждан.
Как писал «Век», налоги и отчисления в фонды не платит порядка 40% трудоспособных россиян. Такие цифры привел профессор ВШЭ, научный руководитель фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Симон Кордонский. В частности, граждане предпочитают не регистрировать официально юридические лица, не трудоустраиваться и платят за товары и услуги наличными. Казна ежегодно недополучает около 3 трлн. рублей поступлений, что составляет почти 3% ВВП. Из них на НДФЛ приходится почти 1 трлн. рублей.
Собственно, в попытке хоть как-то проконтролировать эти объемы теневых денег государство и ввело статус «самозанятый» с упрощенной процедурой регистрации и налогами, куда ниже как НДФЛ, так и ЕНВД, или других режимов упрощенного налогообложения предпринимателей.
Эксперты уверены, что гаражная экономика будет расти и развиваться, в частности, в текущем году официальные структуры ожидают рост числа безработных на 60%, в первую очередь – за счет сокращения предпенсионеров. Они, обладая знаниями и умениями и необходимой энергией, способны пополнить ряды «гаражников».
Палашов считает: «Рост гаражной экономики провоцирует также и растущий интерес к краеведению, народным промыслам и внутреннему туризму. Это влияние косвенное, проявляемое, скорее, через активность властей в стимулировании местных экономик регионов и отдельных городов через различные программы поддержки малого бизнеса. Но все-таки эта активность, пусть и в смежных секторах, дает импульс гаражной экономике через единство технологических процессов: изготовление матрешек же связано с деревообработкой, а традиционная вышивка – с производством одежды. Здесь существуют значительные возможности для кооперации и партнерств».
И, конечно, технологические возможности, освоенные молодым поколением, также подстегнут рост сектора, о котором идет речь. Развитию не мешает даже невозможность получать финансовую поддержку от государства, направленную на малый бизнес, кредитоваться или брать технику и оборудование в лизинг, «гаражники» обходятся своими силами или находят финансовые ресурсы через иные каналы.