Компания «Delta Системы безопасности» провела исследование на основе данных более 500 тыс. происшествий, по которым потребовалось вмешательство групп быстрого реагирования (ГБР) в 2019 году. Это позволило определить сегменты, в которых бизнесмены чаще всего сталкиваются с рисками криминального характера. Совершенно логично, что самое значительное количество краж на объектах сферы обслуживания в РФ фиксируется в торговом бизнесе.
«Причиной 37% выездов ГБР на торговые объекты стали кражи или их попытки. Две трети из них пришлось на магазины, входящие в крупные сети розничной торговли. В 15% случаев задержания воров производились в других типах продуктовых магазинов», — передает агентство «Прайм» со ссылкой на текст исследования. При этом, конкретизировали аналитики, около 40% задержаний происходит в розничных сетевых магазинах.
На долю несетевых продуктовых магазинов и алкомаркетов, а также объектов сферы общественного питания — кафе, баров и ресторанов — приходится по 11% случаев. В группе риска также находятся отели и отделения банков — 4% и 3% инцидентов соответственно», — говорится в документе. Отдельные кражи происходили в кассово-инкассаторских центрах и ресторанах.
На сегодняшний день наказание за кражу будет зависеть от стоимости похищенного, напоминает адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов. Если стоимость украденной вещи не превышает 2 500 рублей, то злоумышленнику грозит административная ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ (максимальная санкция – до 120 часов обязательных работ). При большей стоимости украденного наступает уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ (предельная санкция – 10 лет колонии).
Однако если гражданин действует в открытую, не обращая внимания на персонал и клиентов организации, то речь идет уже о грабеже: сумма украденного значения иметь не будет. За грабеж предусмотрена уголовная ответственность по ст. 161 УК РФ (максимальная санкция – до 12 лет лишения свободы). Так, рассказывает юрист, в начале 2020 года житель Твери, укравший в открытую из магазина «Пятерочка» набор M&M’s стоимостью 747 рублей, был приговорен к году колонии за грабеж.
И все же самое гуманное в мире российское законодательство ситуацию исправить не может, констатируют эксперты и участники рынка. Какими бы ни были строгими меры реагирования на кражи, они продолжают совершаться. «Ничего необычного в такой статистике нет, – отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов. – Торговый бизнес - самый распространенный в России, поэтому его и грабят. Здесь все просто. Благодаря современным технологиям растет как фиксация, так и раскрываемость этих преступлений. Думаю, что раньше таких преступлений было больше, просто не было камер и RFID-меток».
Действительно, самые большие убытки от краж несут сети – просто в силу своего масштаба. К тому же мелкая розница и частные магазины гораздо более тщательно, как правило, относятся к контролю за товаром, так как их убытки от потери могут привести бизнес к закрытию.
Но торговые сети – не единственные, кто страдает от краж. Так, рассказал «Веку» руководитель отдела по обслуживанию клиентов сервиса Bartello Александр Евдаков, проблемы с безопасностью и кражи – уязвимое место не только ритейла, но и ресторанного бизнеса тоже. Помимо традиционного вида краж у рестораторов, например, есть проблема, специфическая именно для них, – «ушедшие столы». Среди гостей есть те, кто целенаправленно не собирается платить, и в какой-то момент гость встает и выходит «покурить», а дальше просто исчезает. Иногда так могут делать целые компании. Это касается по большей части заведений ночного формата, где за ночь посадка гостей может смениться несколько раз.
Как правило, «ушедшие столы» оплачивает персонал заведения (официанты/охрана), если по камерам видеонаблюдения будет установлено, что зал оставили без присмотра или официант вовремя не предупредил охранников, что нужно следить на улице за столиком, который «вышел покурить». Иногда эти расходы берет на себя заведение, и они могут быть весьма внушительными: в одном ресторане за январь (а это не самый теплый месяц для курения на улице) потери от «ушедших столов» составили почти 60 тыс. рублей. Это примерно 0,5% оборота, но из-за средней маржинальности заведений в 15% - вполне существенный убыток, приводит цифры Евдаков.
Традиционный «доцифровой» способ решения этой проблемы, по словам ресторатора, - депозитная система бронирования. Но и он несовершенен: гости могут «пересидеть» депозит и точно так же «выйти покурить». Плюс есть чисто психологический дискомфорт: тем гостям, которые просто пришли в заведение, довольно тяжело объяснить, что их могут посадить только в том случае, если они внесут депозит - редкий гость хочет, чтобы его вынуждали платить вперед.
С развитием мобильных технологий появились новые способы, гораздо более эффективные и технически, и психологически: например, когда счет можно оплатить сразу после заказа, онлайн через приложение, отмечает Евдаков. Более того, сам функционал технологии заключается в том, что персонал увидит заказ и приступит к его исполнению только после успешной транзакции. Поэтому, с одной стороны, получается, что гость абсолютно свободен уйти, не прося и не дожидаясь счета. А с другой - заведение в любом случае защищено от потери заказа.
Несут убытки и другие сервисы. Так, в интервью «Веку» сообщил директор производства сервиса капитального ремонта квартир «Сделано» Антон Косоногов, для решения проблем с кражами компания сама осуществляет поставки материалов, оборудования и иногда инструментов. Для этого есть отдел закупок и склад, где все фиксируется и отправляется точно на объекты. Всё привозится не единым объемом, а порциями, которые удобно размещать на объекте: так можно очень легко контролировать процесс приемки-передачи, регулировать излишки и недостатки.
Важно также сделать менеджера лично ответственным за поставки товара, тогда он качественно проконтролирует наличие или отсутствие необходимого, при этом оптимально работать с исполнителями строго по безналичному расчету и без авансов, что исключает появление на объектах сомнительных личностей.
Отдельно стоит сказать и про интеллектуальный сервис: от краж и мошенничества не застрахован никто. Например, отметил в интервью «Веку» генеральный директор краудлендинговой платформы «Город денег» Армен Минасян, в компании все действия по предоставлению кредитов происходят онлайн, и это само по себе является фактором риска. И нужно быть очень бдительным, так как мошенники иногда пробуют получить деньги, притворяясь работающим бизнесом.
В «Городе денег» - современная система оценки рисков, но даже она не спасает от проблем. «Несмотря на то, что вся процедура проходит онлайн, мы идентифицируем заемщика и оффлайн - выезжаем на место работы бизнеса. Метод консервативный, но это продолжают делать даже самые современные цифровые банки: оценить реальность «живым взглядом» тоже по-прежнему необходимо», – говорит Минасян.
Так что кражи касаются не только ритейла. Что это: менталитет, который вполне позволяет взять чужое, или низкий уровень финансовой грамотности, когда «все вокруг колхозное, все вокруг мое»? Фактически ни один бизнес в нашей стране не застрахован от этой проблемы. И каждая компания решает этот вопрос по-своему.
В ход бизнес пускает все: охранников, службу безопасности в Интернете, камеры, метки… Но проблема сохраняется. И вряд ли ее можно решить быстро даже при ужесточении наказания. Скорее, стоит работать над самосознанием наших граждан, чтобы кражи становились просто неприемлемыми на уровне каждой отдельной личности.